Манский тоннель находится в Партизанском районе Красноярского края, на 729-м километре магистрали Междуреченск - Тайшет между станциями Лукашевич и Кравченко и проложен под Аргазинским перевалом в Саянских горах.
- Завершение проходки - это историческое событие. Позади главный этап строительства самого длинного железнодорожного тоннеля в Красноярском крае, протяженность которого - 2465 метров, - отметил начальник Красноярской железной дороги Владимир Рейнгардт на торжественном мероприятии, посвященном окончанию проходческих работ.
Новый Манский тоннель - важная часть комплексного проекта по развитию двухпутного движения на линии Междуреченск - Тайшет. Особенностью трассы является большое количество искусственных сооружений и однопутных перегонов. Сейчас на направлении 19 действующих тоннелей, а в перспективе планируется строительство еще 7 таких объектов.
Манский тоннель начали возводить в 2007 году. Он прокладывался параллельно старому, через который в настоящее время осуществляется пропуск поездов (расстояние между ними - 59 м.). Тоннель стал вторым на Красноярской железной дороге и третьим в России, проходка которого осуществлялись комплексом Lovat-375. Большая его часть проходит сквозь скальные грунты, имеющие высочайший коэффициент крепости (20 баллов из 22 возможных). В среднем в сутки тоннелепроходчикам удавалось пройти не более 20 метров.
Следующий этап - укладка железнодорожного полотна и техническое оснащение объекта. Окончание строительства Манского тоннеля намечено на 2014 год.
Возведение новых тоннелей на линии Междуреченск-Тайшет входит в государственную программу модернизации железнодорожной транспортной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока.
Инвестиции ОАО «РЖД» в строительство Манского тоннеля составили 7 млрд рублей. Всего же за последние 10 лет в сооружение новых тоннелей на южном ходу Красноярской железной дороги компания вложила более 25 млрд рублей. За этот период на магистрали построено 3 тоннеля: в 2006 году сдан в эксплуатацию новый Джебский тоннель, в 2009 и 2011 годах открылись для движения поездов новые Нанхчульский и Крольский тоннели.
Инновационные технологии, применяемые при строительстве современных железнодорожных тоннелей, позволяют в разы улучшить условия их эксплуатации. Так, в старых тоннелях поезда идут со скоростью 25-40 км/ч, в новых - более 60 км/ч. Срок «безремонтной» эксплуатации тоннелей специалисты оценивают в 100-150 лет.
***
Южный ход Красноярской железной дороги Междуреченск-Тайшет входит в транспортный коридор «Кузбасс - Дальневосточный транспортный узел». Линия обеспечивает экономические связи Красноярского края, Хакасии, Кемеровской и Иркутской областей. Сегодня она имеет стратегическое значение как главная транспортная артерия для пропуска экспортных грузопотоков Сибири в направлении Китая и стран Юго-Восточной Азии. Грузооборот магистрали с 2002 года увеличился в 1,8 раза. Ожидается, что к 2020 году ее загрузка повысится в 1,7 раза в сравнении с 2012 годом.