МОСКВА, 9 июл - РАПСИ. Получение денег или иного вознаграждения за выполнение профессиональных обязанностей нельзя считать взяткой. Соответствующий пункт был утвержден в проекте постановления пленума Верховного суда РФ по делам о взяточничестве и коррупционных преступлениях, принятом во вторник.
В проекте уточняется, что взятка - это только получение денег или услуг за действия, связанные с осуществлением полномочий представителя власти, организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных функций.
При этом редкомиссия, с середины июня дорабатывавшая текст проекта, уточнила формулировку разъяснения.
"Не образует состав получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и тому подобное за совершение действий (бездействие), хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям", - говорится в документе.
Ранее в тексте был приведен пример получения главным врачом медучреждения вознаграждения за проведенные им лично диагностические обследования или лечебные мероприятия, если при этом он не отдавал организационных распоряжений. В проекте также осталось без изменения уточнение многообразия способов получения взятки - деньги и услуги имущественного характера, в том числе освобождение должностного лица от имущественных обязательств (например, прощение долга, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой, бесплатные турпутевки, ремонт квартиры, строительство дачи, передача автотранспорта для временного использования).
Согласно проекту постановления, преступление считается оконченным с момента начала оказания услуг, например, с момента получения кредита или с начала ремонта.
При этом не важно, получил ли взяточник реальную возможность распоряжаться переданными им ценностями или был сразу же задержан сотрудниками правоохранительных органов. Судьи ВС РФ остановились на том, что такой признак следует квалифицировать как законченное преступление, а не как покушение на получение взятки.
Кроме того, Верховный суд исключил из постановления пленума по делам о коррупции пункт, разъясняющий, как расценивать одалживание средств, которые затем пойдут на взятку, а также временное хранение ценностей, предназначенных коррупционеру. Проект постановления в окончательном варианте был утвержден во вторник.
Ранее в документе предлагалось расценивать одалживание и хранение средств и ценностей как посредничество во взяточничестве. Также к таким действиям предлагалось относить организацию переговоров и склонение лица к получению или к передаче взятки, а также к совершению действий, направленных на сокрытие такого преступления.
Как пояснила судья-докладчик Елена Пейсикова, разъяснение убрано из текста постановления, поскольку редколлегия, обсуждавшая проект документа с середины июня, не пришла к единому мнению по поводу формулировки этого пункта.
Материал подготовлен РАПСИ