МОСКВА, 15 июл - Прайм. Татьяна Чубасова. Минфин США дал поблажку иностранным банкам, отсрочив на полгода вступление в силу ряд положений закона "О раскрытии иностранных счетов для целей налогообложения" (FATCA). Между тем, закон в отсутствии окончательной позиции российских властей относительно сценариев применения FATCA в РФ влечет за собой рост затрат и ряд правовых рисков для российских банков.
Первоначальный график предполагал вступление в силу закона, устанавливающего новый налоговый режим для иностранных счетов, с 1 января 2014 года. Однако далеко не все страны согласовали свою позицию с американскими властями, что вынудило США перенести срок начала применения FATCA на 1 июля.
ЭТО СТРАШНОЕ СЛОВО "FATCA"
Предысторией введения закона, стало расследование в отношении нескольких тысяч американских клиентов швейцарского банка UBS, которым было предъявлено обвинение в уходе от налогов. После серии судебных разбирательств крупнейший банк Швейцарии был вынужден раскрыть налоговым властям США данные о 4,5 тысячи клиентах и заплатить штраф в 780 миллионов долларов.
Конгресс США подсчитал, что налоговые потери из-за офшорных схем, используемых американцами для уклонения от налогов, достигают 100 миллиардов долларов. Оценив масштабы бедствия, власти в 2010 году приняли пакет мер по борьбе с уклонением от налогов, в числе которых был FATCA. Часть положений закона вступила в силу в январе этого года, для российских институтов FATCA начнет действовать с 1 июля 2014 года.
Закон требует от иностранных финансовых институтов предоставлять сведения о счетах американских клиентов Налоговой службе США (IRS), для этого они должны заключить специальные соглашения с IRS.
В случае, если институт отказывается сотрудничать с американской налоговой службой, регулятор будет удерживать с него 30-процентный налог по ряду платежей: доходов от источников в США (проценты, дивиденды, роялти, арендная плата), выручки от продажи американских активов и с транзитных платежей. Впоследствии этот банк будет расцениваться как рискованный контрагент, что влечет за собой серьезные репутационные риски.
Присоединиться к FATCA возможно и через межправительственное соглашение с США о централизованной передаче налоговой информации. Существуют две модели таких соглашений. По условиям первой банки будут предоставлять информацию не в налоговые органы США, а национальным регуляторам, которые затем сами передадут требуемые данные в IRS.
Согласно второй модели, институты должны будут напрямую информировать налоговые органы о счетах американских клиентов. При этом в отношении передаваемой информации не применяются нормы национального законодательства, регулирующего вопросы банковской тайны.
Межправительственное соглашение уже подписали Великобритания, Дания, Мексика, Швейцария, Ирландия, Норвегия и Испания. Еще ряд крупных стран находятся в финальной стадии переговоров. Под вопросом остается вторая по величине экономика мира - Китай, требующий взамен от американцев раскрыть данные китайских налогоплательщиков, которые держат счета в банках США.
ГОТОВЬТЕ САНИ ЛЕТОМ
С 15 июля при IRS должна была начаться регистрация кредитных организаций, согласившихся присоединиться к FATCA.
Российские банки сегодня стоят перед выбором – подать заявку на регистрацию или дождаться межправительственного соглашения, которое власти РФ обещают заключить до конца года. Стороны уже начали переговоры, но кроме информации, что передавать данные банки РФ будут через госструктуру, других деталей не раскрывалось.
Пока власти только приступили к обсуждению этого вопроса, банковское сообщество уже давно бьет тревогу, рассылая письма в госструктуры и в ЦБ с просьбой ускорить подписание двустороннего соглашения и тем самым обозначить сценарий реализации FATCA в России.
Уже сейчас банкам необходимо разработать и внедрить процедуры идентификации клиентов для выявления налоговых резидентов США, а также организаций, в которых американские налогоплательщики имеют "существенную" долю владения; разработать процедуры получения согласия американских клиентов на передачу их персональных данных налоговому органу США; установить необходимое программное обеспечение, провести дополнительное обучение персонала, а при необходимости - увеличить количество сотрудников или нанять внешних консультантов. Все это ведет к росту расходов, которые банки последний год упорно пытаются сократить на фоне ужесточения регулирования и удорожания стоимости капитала.
Расчеты Национального платежного совета (НПС), проведенные на основе опроса 36 банков без учета Сбербанка
Увеличение затрат не единственная и не самая серьезная проблема при реализации FATCA, уверяют банкиры. Требование раскрыть данные американских клиентов противоречит российскому законодательству о банковской, налоговой тайне, а также о персональных данных.
НА НИЗКОМ СТАРТЕ
Все ответившие на запрос "Прайма" банки заявляют, что уже начали подготовку к реализации требований FATCA.
"Конечно, подготовительные работы необходимы и они ведутся, но с учетом масштабности влияния положений FATCA на российскую финансовую систему решение вопроса об исполнении российскими финансовыми организациями требований FATCA невозможно без его рассмотрения и урегулирования на государственном уровне", - сообщили "Прайму" в пресс-службе Сбербанка
"Международный бизнес составляет достаточно высокую долю в деятельности Промсвязьбанка
Начал такую работу и Юникредит банк , однако пока она носит больше аналитический характер, чем практический. Райффазенбанк , "дочка" австрийского RBI, практически завершил технологическую и методологическую подготовку к выполнению положений закона, сообщил начальник отдела комплаенс-контроля банка Павел Нифатов.
В ВТБ
МАСШТАБЫ НЕ ПОДДАЮТСЯ ОЦЕНКЕ
Промсвязьбанк в настоящее время не планирует осуществлять регистрацию в IRS до определения окончательной государственной позиции по вопросу применения FATCA, заявила Ермолаева.
"Полную стоимость внедрения FATCA на текущий момент не представляется возможным оценить, так как нет определенности по реализации некоторых процессов на территории РФ, например, таких как отправка отчетности в IRS и удержание 30% налога со счетов клиентов, которые отказались предоставлять/не предоставили в установленный срок документы по FATCA", - сказала она.
"Несмотря на начало переговорного процесса между Россией и США, позиция государственных органов в отношении данного вопроса официально не закреплена. До прояснения позиции государственных органов российские финансовые институты весьма ограничены в своих действиях", - заявили в пресс-службе Сбербанка, отвечая на вопрос, планирует ли крупнейший российский банк регистрироваться при IRS.
Действие FATCA распространяется не только на Сбербанк, но и на его дочерние и зависимые организации. "Учитывая "групповой" подход регулирования, "доля персон США" среди клиентов банка не так важна – важно то, что процессы идентификации должны работать в отношении всей клиентской базы", - заявляют в крупнейшем российском банке.
В Юникредит банке сообщили, что доля резидентов США среди клиентов банка незначительна.