МОСКВА, 26 июл - Прайм, Ольга Ждан. Российские низкобюджетные перевозчики могут вновь появиться на рынке, однако условия их работы и бизнес-модели будут существенно отличаться от их предшественников. Лоукостер "Аэрофлота"
В четверг совет директоров крупнейшей российской авиакомпании принял решение о создании 100-процентной дочерней компании – низкобюджетного перевозчика. Это решение не стало сюрпризом – рынок ждал его давно. Российские бюджетные авиакомпании "Авианова" и Sky Express прекратили свою деятельность еще в 2011 году, да и в полном объеме их нельзя считать полноценной моделью лоукоста. При этом иностранные дискаунтеры все активнее приходят на российский рынок и работают по своим законам и правилам, что изначально ставит наши авиакомпании в менее выгодные условия.
Для реализации модели российского лоукостера в стране необходимо создать условия. Аэропорты должны быть готовы предложить таким перевозчикам более низкие тарифы, сократить время разворота самолета (между прилетом и вылетом не должно проходить более 40 минут). Лоукостерам также необходимо право продавать невозвратные билеты, взымать плату за провоз багажа, не кормить пассажиров и принимать на работу иностранных пилотов. Минтранс разработал все зависящие от него поправки и направил их в Госдуму, однако решения по ним пока не принято.
БАЗОВЫЙ АЭРОПОРТ
Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев ранее говорил, что в силу отсутствия в России специального аэропорта для лоукост-перевозчиков, базовым аэропортом для новой авиакомпании станет или "Внуково" или "Шереметьево". Эксперты сходятся во мнении, что, скорее всего, выбор будет сделан в пользу "Шереметьева".
"Если тарифы обслуживания будут одинаковыми, то, конечно, "Шереметьево", - говорит аналитик "Метрополя" Андрей Рожков.
"На рынке считается, что "Внуково" - наиболее дешевый московский аэропорт, и было бы логично базировать лоукостера в нем. "Аэрофлот" уже заявлял о факте переговоров с "Внуково" по этому вопросу. Однако недавно ФСТ согласовала повышение сборов за взлет-посадку во Внуково с 154,1 до 166,1 рублей за тонну максимальной взлетной массы, и по этому параметру "Шереметьево" станет наиболее дешевым аэропортом в МАУ - 163,5 рубля", - говорит аналитик "Региона" Алла Юрова.
В результате, по ее словам, для "Аэрофлота" может оказаться выгоднее базировать нового перевозчика в "Шереметьево". Такой выбор имеет ряд плюсов, как-то: возможность обеспечения стыковок с рейсами материнской компании, использование существующей технической базы.
"Каждый из аэропортов имеет свои преимущества, например, "Шереметьево" предпочтительнее тем, что там лучше развита логистика и более высокая пропускная способность, однако с другой стороны, во "Внуково" дешевле аэропортовое обслуживание и большие возможности для получения дополнительных слотов благодаря запуску нового терминала. Я думаю, что если речь идет о небольшой компании – то предпочтительнее будет "Шереметьево", однако если "Аэрофлот" решит сразу развивать довольно крупную компанию, что наиболее вероятно на данный момент, тогда рациональнее будет размещать ее во "Внуково", - считает аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк.
При этом во "Внуково" есть некоторые проблемы с разворотом самолета, связанные с тем, что аэропорт обслуживает первых лиц государства, то есть обеспечить разворот за 30-40 минут, что жизненно необходимо для лоукостера, во "Внуково" порой бывает затруднительно. Лоукостер "Аэрофлота" будет эксплуатировать новые самолеты A-320 или Вoeing-737, говорил Савельев. Его предшественники "Авианова" и Sky Express эксплуатировали старые самолеты.
МАРШРУТЫ
В сообщении "Аэрофлота" отмечалось, что экономичность бизнес-модели, в том числе отказ от ряда удобств, сделает возможным дисконт по сравнению с традиционными авиаперевозчиками в размере 20-40% и даже позволит конкурировать по ценам с железнодорожным транспортом.
К примеру, в типичном самолете лоукостера нет бизнес-класса, спинки кресел не откидываются, ширина сидений и расстояние между рядами совсем не такие, как привыкли пассажиры в самолетах того же "Аэрофлота". Одним словом, это будет очень аскетичный сервис.
Первые два года "Аэрофлот", говорилось в сообщении, планирует развивать наиболее прибыльные маршруты в европейской части России, постепенно расширяя зону деятельности как в российских регионах, так и за рубежом, в том числе в странах СНГ. Аналитики отмечают, что первые маршруты будут из Москвы и Санкт-Петербурга.
"Скорее всего, маршрут Москва - Санкт-Петербург, так как здесь очень сильная конкуренция даже не среди авиакомпаний, а между авиакомпаниями и РЖД (Сапсан). Возможно, что будут также направления Москва - Нижний Новгород, Москва - Казань, Москва - Краснодар и Москва - Анапа", - говорит Рожков.
Юрова отмечает, что, скорее всего, значительная часть рейсов действительно будет связана с Москвой и Санкт-Петербургом.
По словам Шенка из "Инвесткафе", первое время будут развиваться маршруты из европейских городов в обе столицы, а также внутренние рейсы между крупными городами со стабильно высоким пассажиропотоком - например, с Казанью или Новосибирском, а также, возможно, некоторые маршруты в Азию.
КОНКУРЕНТ "ЮТЭЙР"
О планах создания своего лоукостера говорила также другая российская авиакомпания ОАО "ЮТэйр"
Жесткой конкуренции между лоукостерами аналитики пока не ожидают. "Лоукостер, даже один, может оказаться нерентабельным, если государство не пойдет им навстречу и на законодательном уровне не закрепит за ними право на скидку в определенных сервисах - аэропортовое и аэронавигационное обслуживание, возможно компенсация части лизинговых платежей и какие-то еще стимулирующие меры", - считает Рожков из "Метрополя".
Аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк полагает, что между двумя игроками будет конкуренция, однако каждый займет свою нишу на рынке и свой сегмент пассажиров.
По его мнению, "ЮТэйр" сможет существенно сократить затраты на обслуживание в "Ермолино", так как это полностью их проект, что даст некоторые преимущества, с другой стороны расположение "Ермолино" явно проигрывает "Внуково" и "Шереметьево" в борьбе за московских пассажиров.
"Рассуждения о конкурентной борьбе будущих лоукостеров, на наш взгляд, преждевременны: компания "Аэрофлота" еще даже не создана, а вариант "Ермолино" до сих пор находится в состоянии обсуждения. В то же время "Ермолино", скорее всего, будет более дешевым аэропортом, по сравнению со "Внуково" и "Шереметьево", что может создать запас прочности для "ЮТэйр"", - считает аналитик "Региона" Алла Юрова.