19 июля с.г. Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты проверки целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, внебюджетных средств и федеральной собственности в сфере культуры и средств массовой информации в 2010-2012 гг. в ОАО «Метрострой» (г. Санкт-Петербург), ФГУП «Телевизионный технический центр «Останкино» (г. Москва) и ООО «Интарсия» (г. Санкт-Петербург). С сообщением выступил аудитор Сергей Агапцов.
В ходе проверки ОАО «Метрострой» было установлено, что во исполнение положений Указа Президента Российской Федерации от 16 декабря 2009 г. № 1441 Российской Федерацией 61 968 обыкновенных именных акций ОАО «Метрострой» (21 процента уставного капитала) были переданы в собственность Правительства Санкт-Петербурга, которое должно было направить в уставный капитал общества бюджетные инвестиции в размере не менее 400 млн. руб., что не исполнено в течение более трех лет с даты передачи акций. В 2010, 2011 и 2013 гг. в нарушение Бюджетного кодекса Правительством Санкт-Петербурга и ОАО «Метрострой» не заключался договор об участии в собственности субъекта инвестиций. Данные обстоятельства являются основанием для рассмотрения вопроса о возврате в федеральную собственность 21 процента акций ОАО «Метрострой», рыночная стоимость которых составляет около 650 млн. руб.
Были установлены факты, свидетельствующие о нанесении ущерба федеральному бюджету при строительстве второй сцены ГАМТ. Так, в результате представления недостоверных сведений о фактической стоимости поставляемого оборудования и включения их в сметную документацию Дирекцией сверх фактических затрат на его приобретение, которые составили 35,5 млн. руб., было перечислено 19,1 млн. руб.
В рамках обсуждения на Коллегии итогов проверки ООО «Интарсия» обращалось внимание на то, что Общество является исполнителем по проектам «Реконструкция и реставрация восточного крыла здания бывшего Главного штаба (Государственный Эрмитаж)» и «Реставрация объекта Путевой дворец - главный корпус», реализация которых осуществляется в рамках заключенных Российской Федерацией и МБРР займов на финансирование проектов «Экономическое развитие г. Санкт-Петербурга» и «Сохранение и использование культурного наследия в России». Проверка показала, что информация, представляемая при проведении конкурсных процедур ООО «Интарсия» в целях заключения этих контрактов, недостоверна и не соответствует намерениям компании по их исполнению. Установлены факты, свидетельствующие о наличии в 2007-2012 гг. коррупционных признаков во взаимоотношениях ООО «Интарсии», ФИСП и Минкультуры России при реализации контрактов. Как следует из материалов проверки, Минкультуры России и ФИСП в 2010 г. настояли на принятии в порядке исключения МБРР решения об отмене конкурсных процедур при размещении заказа на выполнение работ по второй очереди проекта «Реконструкция и реставрация восточного крыла здания бывшего Главного штаба (Государственный Эрмитаж)», в результате к контракту на выполнение работ по первой очереди было подписано дополнительное соглашение на 6,2 млрд. руб. В заключенных ФИСП с ООО «Интарсия» контрактах на выполнение работ по вышеуказанным проектам заложена формула, согласно которой производится корректировка (увеличение) стоимости принимаемых работ. Установление подобной индексации экономически необоснованно и позволяет ООО «Интарсия» за счет средств федерального бюджета и средств займа МБРР получать дополнительную выручку в значительных объемах.
Коллегия решила направить представления в Минкультуры и Роспечать (по объекту проверки ТТЦ «Останкино»), обращения в Генпрокуратуру (по ОАО «Метрострой» и ООО «Интарсия») и МВД России (по ОАО «Метрострой), а также информационные письма в Правительство, ФАС, губернатору Санкт-Петербурга, директору и постоянному представителю Всемирного банка в России и Санкт-петербургский государственный университет. Отчет о результатах контрольного мероприятия направляется в палаты Федерального Собрания.
Департамент информации
Счетной палаты Российской Федерации
31 июля 2013 года