МОСКВА, 2 авг - Прайм, Надежда Фролова, Мария Захарова. Железнодорожники перед профессиональным праздником, который отмечается в первое воскресенье августа, получили ряд важных решений от властей. На прошлой неделе были найдены источники госинвестиций в модернизацию БАМа и Транссиба, на этой - в строительство первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали. Кроме того, были утверждены документы для ж/д операторов, а Минэкономразвития подготовило проект поправок по долгосрочным ж/д тарифам.
Власти не первый год делают такие "подарки" железнодорожникам перед праздником. Год назад правительство поручило профильным ведомствам начать работу над переходом от трехлетнего планирования тарифов РЖД к пятилетнему.
ЧИТАТЬ: Госдума осенью может принять закон по изъятию земель, в том числе для ВСМ до Казани >>
ТОЧНО ВСМ
Реализацию пилотного проекта ВСМ Москва-Казань протяженностью около 803 километров и стоимостью 928 миллиардов рублей обсуждали в среду на совещании у президента РФ Владимира Путина. От государства РЖД ожидали получить 649 миллиардов рублей. Было объявлено, что согласовано выделение примерно половины этой суммы - большей частью из средств ФНБ. Где найти недостающие миллиарды пока не вполне ясно, но не исключено, что их источником снова станет ФНБ.
Неожиданной интригой совещания у Путина стало обсуждение возможности строительства вместо высокоскоростной (200-400 километров в час) - стандартной скоростной (141-200 километров в час) магистрали. Однако поскольку затраты на проекты примерно одинаковы, было решено все-таки строить ВСМ.
ЧИТАТЬ: РЖД не сбавят скорость на магистрали Москва-Казань >>
Помимо прочих поручений, Путин потребовал избежать ситуации со спешной скупкой и спекулятивной продажей земель при реализации проекта ВСМ. Как сообщил президент РЖД Владимир Якунин, следующее совещание у президента РФ по инфраструктурным проектам состоится в октябре.
ОПЕРАТОРОВ НЕ РАЗДЕЛЯТ И НЕ ОБЯЖУТ
Важный документ от правительства на этой неделе получили и железнодорожные операторы. Власти утвердили положение об основах правового регулирования их деятельности и взаимодействия с перевозчиками. Частники отмечают, что документ позволит сформировать единые стандарты работы, в том числе в рамках коммерческой инфраструктуры, и станет важным шагом к закреплению в нормативно-законодательной базе четких прозрачных правил деятельности конкурентного операторского рынка.
ЧИТАТЬ: МЭР внесло поправки в постановление правительства о регулировании тарифов РЖД >>
Проект обсуждался более года и содержал в разных редакциях, в частности, предложение разделитье операторов на категории по характеру деятельности (сетевые, региональные, специализированные, корпоративные и контейнерные), а также норму о наличии у оператора парка не менее тысячи вагонов. Опубликованное положение таких нюансов не содержит.
Между тем ж/д операторы ждут еще и принятия документов, устанавливающих основы саморегулирования на операторском рынке, в частности, обязывающих их предоставлять принадлежащие им вагоны, контейнеры для перевозок грузов и быть членами единой СРО.
ТАРИФЫ НА ПЯТИЛЕТКУ
РЖД к профессиональному празднику получили еще и проект документа по долгосрочным тарифам. Председатель правительства Дмитрий Медведев поручил профильным ведомствам начать работу над переходом к пятилетнему планированию тарифов естественных монополий на совещании в Омске год назад. В качестве пилотного проекта он распорядился подготовить прогноз роста тарифов РЖД на пять лет.
Новый вариант поправок учитывает методы регулирования долгосрочных тарифов монополии, предусматривающие доходность на инвестиции РЖД в размере не более 10%. В соответствии с документом, пересмотр параметров регулирования в течение долгосрочного периода производиться не будет, кроме тех случаев, когда объемы грузооборота изменяются более чем на 5%, или в случае затрат РЖД, связанных с изменением в налоговом законодательстве РФ.
Рост самого уровня тарифов инфраструктурных монополий, в частности РЖД, с 2014 года, как говорил Путин, не будет превышать инфляцию предыдущего года. Согласно прогнозу властей, в РФ в 2014 году инфляция 5,3%. РЖД, говорил старший вице-президент компании Вадим Михайлов, при такой индексации сможет выполнить инвестпрограмму в минимальном объеме.