МОСКВА, 9 авг - Прайм. Министерство транспорта опубликовало проект стратегии развития внутреннего водного транспорта России до 2030 года, который предполагает переход значительной части грузов, традиционно идущих по автодорогам, железной дороге и открытой воде, на внутренние водные пути России.
В Минтрансе отмечают, что для обеспечения привлекательности транспорта типа река-море, нужно решить ряд задач, таких как устаревший флот, несовершенная портовая структура и узкие места на реках. Так, перезагрузка внутренних водных путей может обойтись государству и частным инвесторам, по оптимистичному сценарию, в 1,9 триллиона рублей.
ДОРОГО И ДОЛГО
Сейчас на долю внутреннего водного транспорта приходится менее 2% от общего объема грузоперевозок в стране, констатирует Минтранс. Этому способствуют инфраструктурные ограничения судоходства - в Европейской части России протяженность участков с глубинами менее 4 метров составляет четверть от всей протяженности внутренних водных путей.
Техническое состояние 83% гидротехнических сооружений не соответствует уровню безопасности, а 22% имеют характеристику "неудовлетворительно" и "опасно". Такие же характеристики имеет обслуживающий флот и навигационное оборудование. "Узкие" участки не позволяют судам быстро и с полной загрузкой проходить маршрут, а средний возраст грузового флота составляет 32 года. "За последние пять лет выбытие грузового флота превышало ввод новых судов в 20 раз", - констатирует Минтранс. Сроки окупаемости инвестиций в новые грузовые суда министерство оценивает в 12 лет.
Между тем, автомагистрали, подсчитывает Минтранс, работают в режиме перегрузок: росту грузонапряженности автомобильных дорог способствовало переключение части грузопотоков с внутреннего водного на автомобильный транспорт, "о чем свидетельствует повышение в два раза среднего расстояния перевозки грузов автомобильным транспортом за последние 20 лет".
Минтранс предлагает вернуть изначально "водные" грузы на внутренние водные пути: но это возможно в случае "повышения его конкурентоспособности при реализации комплекса мер, направленных на восстановление инфраструктуры внутренних водных путей, портов, обновление транспортного флота, создание сети мультимодальных логистических центров, снижение фискальной нагрузки и совершенствование нормативно-правовой базы".
СМОИМОСТЬ ПЕРЕЗАГРУЗКИ
По расчетам министерства, капитальные вложения в структуру внутреннего водного транспорта до 2030 года требуют от 989 миллиардов рублей (пессимистичный сценарий) до 1,9 триллиона рублей (оптимистичный сценарий), из них из федерального бюджета предполагаются затраты в 277 миллиардов рублей и 818 миллиардов рублей соответственно – с учетом НДС в нынешних ценах. При этом разработана система индикаторов, позволяющих оценивать эффективность мер по стимулированию.
ЧИТАТЬ: Московским аэропортам могут предоставить госгарантии под инфраструктурные проекты >>
Если брать оптимистичный сценарий, министерство планирует увеличить долю перевозок контейнеров внутренним водным транспортом с 0,5% по итогам 2012 года до 6,3% в 2013 году. Высокорентабельные грузы должны занять 27% в общем объеме против 23,2% в 2012 году. Планируется снизить долю протяженности ВВП с ограничением пропускной способности в европейской части России с 74,5% до нуля и увеличить протяженность ВВП с гарантированными габаритами судовых ходов с 48,4 тысяч километров до 67 тысяч километров.
Средний возраст грузового флота, считает Минтранс, должен сократиться до 21,8 лет против нынешних 32 лет, круизного – до 30 с нынешних 40 лет. Общая грузоподъемность флота прогнозируется на уровне 13,3 миллиона тонн против 8,13 миллиона тонн в 2012 году.
Так, в случае выбора инновационного сценария, прирост грузовой базы ВВТ прогнозируется на уровне 112 миллионов тонн, и 52 миллиона тонн, если будет взят за основу консервативный сценарий. Потенциал переключения грузопотоков с авто- на внутренний водный транспорт оцениваются министерством от 5,2 до 8,7 миллиона тонн – в зависимости от сценария. Но в любом случае 90% грузов будут составлять строительные. С железной дороги планируется переманить от 6 до 14 миллионов тонн – в большинстве своем это металлы и нефтепродукты.
ЧИТАТЬ: Московский метрополитен ищет исполнителя контракта на 573 миллиарда рублей >>
Минтранс ориентируется и на контейнеры, рассчитывая на переход к 2030 году с автомобилей на внутренний водный транспорт до 14 миллионов тонн контейнеров. Доля ВВТ в контейнером потоке между морскими портами Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов может составить до 9%.
По мнению министерства, для успешного развития внутренних водных путей следует стимулировать обновление флота и обеспечить конкурентные условия кредитования и лизинга. Так, до 2030 года министерство нацелено на строительство 887 самоходных и 3,2 тысячи несамоходных грузовых судов внутреннего плавания, 1,85 тысячи транспортных буксиров, 698 судов типа река-море.
Чтобы обеспечить переход части грузов на внутренние водные пути, Минтранс предлагает, в частности, субсидировать государством перевозки контейнеров внутренним водным транспортом, разработать меры по увеличению фискальной нагрузки "на автоперевозчиков, перевозящих грузы, потенциально тяготеющие к внутреннему водному транспорту", а также ограничить перевозки нерудных строительных материалов автотранспортом.
Чтобы обеспечить конкурентоспособные тарифы на перевозку грузов по ВВП, предлагается освободить судовладельцев от уплаты акциза на топливо, поддерживать на конкурентоспособном уровне регулирование портовых сборов и тарифов и ввести льготы по земельному налогу и налогу на имущество для речных портов и судоходных компаний.
Также министерство согласно запустить госпрограмму утилизации гражданского флота - речь идет о предоставлении судоходным компаниям утилизационного гранта (предложение "новое взамен старого"). Предполагается, что все вышеперечисленное позволит увеличить привлекательность в выборе способа доставки грузов.