МОСКВА, 21 авг - Прайм, Надежда Фролова. Пригородный пассажирский комплекс, который в большинстве регионов пока по-прежнему является убыточным, благодаря усилиям РЖД и правительства РФ, похоже, становится привлекательным для инвесторов.
Первой пригородной пассажирской компанией, которая была создана с участием частного капитала, стала Московско-Тверская ППК. Единственной компанией в пригороде, куда пришел инвестор, купив пакет у РЖД и региона, стала Центральная ППК в Москве. Однако крупные стратеги стали интересоваться еще и покупкой контрольных пакетов акций в Северо-Западной пригородной компании и ППК, работающих на Восточном полигоне, сообщил в интервью агентству "Прайм" начальник центра корпоративного управления пригородным комплексом РЖД Максим Шнейдер.
В РАМКАХ РЕФОРМЫ
Пригородные пассажирские компании были созданы РЖД совместно с регионами в рамках реформы железнодорожного транспорта для обеспечения прибыльности таких перевозок. ППК начали работать с 2011 года. Работа с регионами должна была строиться по следующей схеме: власти субъектов формируют заказ на пригородные перевозки с количеством электропоездов, их составность, маршруты, окончательный тариф на перевозку и возмещают ППК разницу, возникшую между экономически обоснованным уровнем тарифа и установленным по факту.
Правительство для поддержания пригорода с 2011 года утвердило льготный тариф для ППК на услуги железнодорожной инфраструктуры в виде коэффициента 0,01 от базового уровня и выделяло РЖД ежегодно субсидию в 25 миллиардов рублей. Однако с 2014 года планируется ее сокращение до 12,5 миллиарда, а с 2016 года – полное отсутствие. При этом президент РФ Владимир Путин недавно отметил необходимость сохранения субсидирования пригородных ж/д перевозок пассажиров.
Большинство регионов, констатирует Шнейдер, не спешат выполнять свои обязательства по компенсации убытков пригородных компаний. По его словам, в целом по стране они должны заложить в бюджеты 16,8 миллиарда рублей в текущем году, а предусмотрено всего 7,9 миллиарда. При этом пяти субъектам - Москве, Московской области, Санкт-Петербургу, Адыгеи и Астраханской области - вообще не требуется платить ППК, благодаря выделению госсубсидии за нулевую плату за инфраструктуру. Очевидно, именно поэтому частные инвесторы первыми появились в московских пригородных компаниях.
ИНВЕСТОРЫ БУДУТ ЛОМИТЬСЯ?
Начальник центра корпоративного управления пригородным комплексом РЖД согласен, что для прихода инвесторов в пригород надо создать определенный базис. "В Москве, бизнес, понимая, что есть основание для стабильной работы, принесет свои деньги. Инвесторы придут сами, нужно базис создать. Дайте безубыточность всех пригородных компаний, у нас инвесторы будут ломиться в ППК", - сказал Шнейдер "Прайму".
Экономика Центральной ППК и главного хода Московско-Тверской ППК сильно отличается, и эти направления доходны при существующем уровне цен, говорит директор департамента управления инвестиционными проектами "Покровка Финанс" Сергей Парсегов. "Региональный экспресс" (РЭКС), совместный проект Центральной ППК и "Аэроэкспресс", напоминает эксперт, не являясь субъектами естественной монополии, могут устанавливать цену, исходя из готовности пассажиров платить. Подобные компании способны привлекать частное финансирование с помощью выпуска облигаций, так как их доходность большей частью определяется эффективностью перевозчиков, а не решениями РЖД, ФСТ и Минфина.
"До тех пор пока не будет разработана жизнеспособная модель развития ППК, их продажа частным инвесторам будет затруднительна, за исключением ППК богатого московского региона", - добавляет Парсегов.
ГАРАНТИИ
Инвесторам нужны гарантии, что субсидии будут регулярными и растущими, чтобы покрывать затраты, а также приносить маржу, отмечает Елена Садовская из RMG. "Инвестор должен понимать риск, что страна, где львиную долю ВВП формирует доход от продажи нефти, может сократить или прекратит выплаты при снижении цены на нефть", - поясняет аналитик. Помимо этого, продолжает она, инвестору нужен доступ к неадекватно дешевым ресурсам (например, вагоны, оборудование), чтобы продавать их ППК не в убыток себе. "Подобная комбинация кажется мне в настоящее время нереальной", - добавляет она.
Андрей Рожков ИФК "Метрополь" также говорит о необходимости гарантий возвратности инвестиций и определенного уровня доходности для инвестора, например, инфляция плюс 1-3 процентных пункта. "Потенциально прибыльными может оказаться только часть маршрутов, в то время как от части маршрутов придется отказаться. Если местные власти не пожелают уменьшать количество маршрутов, то должен быть выработан механизм компенсации вложенных средств инвестору", - поясняет он.
КТО ХОЧЕТ В ПРИГОРОД
Несмотря на много нерешенных вопросов в пригороде, Шнейдер в интервью "Прайму" рассказал, что долю в ППК хотят купить "крупные стратегические инвесторы, которым интересен контрольный пакет, и они готовы идти к нему через блокирующий". По его словам, они хотят купить у РЖД и региона по 25%.
При этом с инвесторами будет заключаться акционерное соглашение. "В каждом случае - отдельный подход, который будет согласован с правительством", – пояснял Шнейдер. По его словам, РЖД с одной стороны заинтересованы дать максимальную свободу инвестору, с другой - взять обязательства, гарантирующие стабильную работу коллективов.
Однако перед самой продажей РЖД еще надо будет получить разрешение правительства. "На это, да и на любое изменение доли, нужно решение правительства", - сказал собеседник агентства, отметив, что на данном этапе РЖД не планировали полностью выходить из ППК.