Рейтинг@Mail.ru
Влияние государственных и окологосударственных структур на российский рынок альтернативных инвестиций в I полугодии 2013 года - 22.08.2013, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%АналитикаЭкономика

Влияние государственных и окологосударственных структур на российский рынок альтернативных инвестиций в I полугодии 2013 года

Читать Прайм в
Дзен Telegram

Доминирующая роль внутренних игроков сохраняется. Инициативы государства  выстраиваются в систему.

 

Феликс Блинов, управляющий директор ЗАО УК «РВМ Капитал»

Несмотря на сохраняющуюся неопределенность в мировой экономике (европейский долговой кризис, снижение темпов роста китайской экономики, неустойчивое состояние американской экономики), слабую активность на финансовых рынках и явные признаки замедления российской экономики, российский рынок альтернативных инвестиций продолжает уверенно расти по общему объему сделок. Активность инвесторов наблюдается не только в традиционно сильном сегменте «Строительство/Недвижимость», но и в таких секторах как «Телеком/IT» и «Финансы». Количество сделок в сырьевых секторах, напротив, упало практически до нуля.

Доминирующая роль на российском рынке альтернативных инвестиций по-прежнему принадлежит внутренним игрокам. Активность иностранных игроков проявляется в самостоятельных единичных сделках, а также в со-инвестициях  с российскими государственными компаниями.

Сильное начало года на российском рынке альтернативных инвестиций позволяет предположить, что многие игроки рассматривают его именно «как альтернативу» рынка акций и готовы продолжать инвестировать в непубличные активы, несмотря на замедление мировой экономики. Поэтому можно ожидать, что в 2013 году тренд на усиление российского рынка альтернативных инвестиций сохранится.

Тенденция по усилению роли государственных структур на российском рынке альтернативных инвестиций продолжает набирать силу. При этом инициативы государства постепенно  выстраиваются в систему, конечная цель которой состоит в заполнении существующих пробелов отрасли, которые не хотят или не могут устранять рыночные структуры, и общей стабилизации российского рынка альтернативных инвестиций.

На текущий момент можно выделить несколько функций, которые берут на себя государственные и окологосударственные структуры с целью повышения привлекательности российского рынка альтернативных инвестиций и привлечения дополнительных средств:

1)      развитие инфраструктуры российского рынка прямых и венчурных инвестиций;

2)      привлечение иностранных инвесторов;

3)      прямое участие в проектах в качестве инвестора/со-инвестора; 

4)      поддержка IPO компаний за счет прямого участия государственных структур в виде якорного инвестора.

 

Развитие инновационной инфраструктуры российского рынка альтернативных инвестиций

Наиболее значимой инициативой государства в развитии  инновационной инфраструктуры рынка альтернативных инвестиций в 1 полугодии 2013 года является создание фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), который начал свою работу в июле. 

Фонд будет действовать 3 года и за это время проинвестирует порядка $184 млн. примерно в 400 российских стартапов. Затем еще 2 года фонд будет продавать доли в проектах. Ключевая цель ФРИИ - создание в России сети акселераторов, которая будет оказывать поддержку перспективным проектам на ранних стадиях развития (предпосевная и посевная стадии). В проекты предпосевной стадии фонд будет готов вкладывать  порядка $25 тыс., в проекты посевной стадии $25-300 тыс., в компании более поздних стадий развития - до $3,5 млн. Первый акселератор планируется запустить осенью 2013 года, всего будет запущено порядка 6-8 акселераторов в городах с сильной технической базой. Кроме того, ФРИИ планирует запустить он-лайн площадку для привлечения частных инвестиций в стартапы (краудинвестинговая платформа).

На текущий момент одной из ключевых проблем российского венчурного рынка, сильно тормозящей его развитие, является недостаток источников финансирования проектов ранних стадий развития. Отсутствие в регионах  необходимой инновационной инфраструктуры также значительно ограничивает общий поток проектов, который может попасть в поле зрения инвесторов.

Поэтому в случае грамотной реализации данная инициатива государства может способствовать дальнейшему развитию и переходу  российского рынка венчурных инвестиций на более зрелую стадию.

Привлечение зарубежных инвесторов

Государственные структуры привлекают зарубежных инвесторов на принципах со-инвестирования. Возможность разделить риски инвестиций в российские проекты с государством, в свою очередь, существенно повышает интерес зарубежных инвесторов к  российским активам и способствует притоку инвестиций на российский рынок.

Ключевая роль в привлечении зарубежных инвесторов через создание совместных фондов и  прямые со-инвестиции в проекты принадлежит РФПИ.

В 1 полугодии 2013 года  РФПИ заключил сразу 2 соглашения с иностранными партнерами о создании совместных фондов.

  • РФПИ, ВЭБ и Японский Банк для Международного сотрудничества (JBIC) подписали совместный меморандум о создании Российско-японской инвестиционной платформы. В рамках нового механизма РФПИ и JBIC вложат по $500 млн. каждый. Предполагается, что средства платформы будут инвестироваться преимущественно в инвестиционные проекты Дальнего Востока, где у сторон есть общие интересы.
  • РФПИ и суверенный фонд ОАЭ Mubadala договорились о создании совместного Российско-арабского инвестиционного фонда общим объемом $2 млрд., стороны инвестируют по $1 млрд.

Кроме того, в 1 полугодии 2013 года Российско-китайский фонд (РКИФ, создан РФПИ и Китайской инвестиционной корпорацией (СIC), целевой размер фонда составляет $2-4 млрд.)  приобрел 33% долю лесопромышленной компании на Дальнем Востоке Russia Forest Product Group (RFP Group) у Ренессанс Групп за $110 млн. Это первая покупка фонда. В дальнейшем планируется повышение активности  РКИФ на Дальнем Востоке (РФПИ намерен вложить в проекты на Дальнем Востоке порядка 25 млрд. руб.). Дополнительным фактором роста активности РФПИ в регионе может стать снятие с фонда запрета на участие в сырьевых проектах (эта инициатива сейчас обсуждается).

Также в 1 полугодии 2013 года  РФПИ, ЕБРР и Capman Russia подписали предварительное соглашение об инвестировании $100 млн. в компанию Maykor (крупнейший участник российского рынка IT-аутсорсинга). ЕБРР готов инвестировать $25 млн., РФПИ - до $50 млн., Сapman - порядка $25 млн. Через несколько лет  Maykor может провести IPO на Московской бирже (данная сделка не включена в общий объем российского рынка прямых инвестиций за 1 полугодие 2013 года, так как формально о ней еще не было объявлено).

Прямое участие государственных и окологосударственных структур в наукоемких и социально значимых проектах с долгим сроком окупаемости и относительно низкой инвестиционной привлекательностью

В 1 полугодии 2013 года РТ-инвест, созданная при участии госкорпорации «Ростех», завершила формирование ЗПИФ долгосрочных прямых инвестиций «РТ-Инвест Глобальный Технологический» (RT-Invest Global Technology I). Это российская часть глобального инвестиционного фонда с совокупным объемом $400 млн., средний объем инвестиций в одну компанию $30-50 млн., доходность - 25-30%. По стратегии компании РТ-инвест за 3-4 года планирует занять лидирующие позиции на рынке PE в России. Приоритетные отрасли для инвестиции - сбор и утилизация коммунальных отходов, водоснабжение и водоотведение, информационные системы, производство новых композитных материалов, медицинского оборудования и лекарственных препаратов. В ближайшие 2 года в капитал портфельных компаний будет проинвестировано не менее $1 млрд. В мае-июне фонд RT-Invest Global Technology I  закрыл уже 3 сделки. В мае 2013 года  была приобретена  100% доля оператора по вывозу и переработке отходов «Предприятие ЖКХ (Казань)» за $40 млн. В развитие компании планируется вложить около $100 млн. В июне были приобретены доли в Группе компаний АГЖО (сбор и утилизация отходов) и Вега-Газ (крупный разработчик систем управления технологическим оборудованием в нефтегазовой отрасли), параметры сделок не раскрываются.

ОАО «РВК» и ОАО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро» (РПКБ) объявили о создании венчурного фонда «Гражданские технологии ОПК» объемом 1 млрд. руб. Это первый российский фонд, ориентированный на работу с высокотехнологичными проектами гражданского назначения, создаваемыми в секторе оборонно-промышленного комплекса России. Стадии развития - посевная и ранняя. Управление фондом будет осуществляться Фондом посевных инвестиций РВК (ФПИ РВК)

Участие в IPO в качестве якорного инвестора

Одной из ключевых проблем  российского рынка альтернативных инвестиций продолжает оставаться выход фондов из портфельных компаний. Особенно остро этот вопрос стоит после кризиса, когда рынок M&A переживает не лучшие времена, а значит, опция выхода из портфельной компании через продажу стратегическому инвестору становится практически недоступной. Единственным возможным вариантом  остается выход через биржу.  Но и здесь возникают трудности. Российский фондовый рынок относительно неликвидный,   и разместить на бирже значительный объем (больше $100 млн.) достаточно сложно. Кроме того, общее негативное отношение инвесторов к развивающимся финансовым рынкам (как более рисковым) усугубляет ситуацию.

Готовность  государственных и окологосударственных структур  выступать якорным  инвестором в IPO существенно повышает шансы провести успешное размещение на бирже и обеспечивает  частным фондам прямых инвестиций хорошую возможность для выхода (по крайней мере, частичного) из портфельных компаний.

Наглядным примером стало IPO Московской фондовой биржи в 1 квартале 2013 года, в ходе которого РФПИ и ряд зарубежных инвесторов (китайский фонд CIC и международный фонд прямых инвестиций Cartesian Capital) выступили  в качестве якорных инвесторов. РФПИ инвестировал $80 млн., столько же инвестировали зарубежные инвесторы. Важно отметить, что общий объем инвестиций якорных инвесторов составил более 50% от всего объема размещения, поэтому не исключено, что без государственной поддержки IPO Московской биржи не состоялось бы из-за неблагоприятной конъюнктуры на финансовых рынках.

Следует отметить, что значительная роль государственных и окологосударственных структур в альтернативных инвестициях  характерна практически для всех развивающихся экономик. Например,  в мае правительство Казахстана приняло решение создать венчурный инновационный фонд с начальным капиталом $200 млн., целевой объем фонда - $1 млрд.

В условиях нестабильной ситуации в мировой экономике в целом и в финансовой отрасли в частности, инициативы государственных структур, направленные на развитие и стабилизацию рынка  альтернативных инвестиций могут быть позитивно восприняты инвесторами.  Но в то же время есть определенная граница, после которой государственная поддержка отрасли может превратиться в зарегулированность рынка и отпугнуть значительную часть рыночных инвесторов.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала