На фоне жарких дебатов о судьбе мирового рынка калия и подсчета потерь российских, белорусских, немецких или канадских производителей, подзабытым остается один немаловажный в экономике аспект - как правило, потери продавцов - выгода покупателей.
В случае распада картеля "Беларуськалия" и "Уралкалия" рассуждения о том, какой ущерб различным государствам нанесло падение цен на рынке калийных удобрений, к сожалению, идут в отрыве от того, какую выгоду получают сельхозпроизводители многих стран мира.
В ПОМОЩЬ ГОЛОДАЮЩИМ
Убытки производителей калия при отказе от подхода "цена превыше объема" приведут к очевидному повышению доходов сельхозпроизводителей, прежде всего, крупнейших по численности стран мира, и заодно, с очень высокой вероятностью, к росту производства сельхозпродукции.
В мире, где по данным ООН от недоедания страдает почти 15% населения, рост доступности калийных удобрений и повышение урожайности за счет их более интенсивного использования являются немаловажными аспектами.
Следует признать, что проблемы с доступностью еды испытывают как раз многие крупнейшие потребители российского и белорусского калия, в том числе Бразилия, Индия и Китай.
При этом важно отметить, что и, например, в России потери "Уралкалия" от перехода на принцип "объем превыше цены" во многом будут скомпенсированы доходами сельхозпроизводителей, связанными с ростом урожайности. Поэтому приравнивать потери производителей калийных удобрений к потерям государства не совсем верно.
Для стран с высоким уровнем жизни, фактическим отсутствием бедности, и высокой эффективностью технологий в сельском хозяйстве, например для Канады и Германии, потери производителей калийных удобрений однозначно трансформируются в потери экономики. Для России, например, потери прибыли производителей калия не совсем равны потерям экономики и государства. Как уже указывалось выше, плюсы также присутствуют.
С ПРИЦЕЛОМ НА БУДУЩЕЕ
Впрочем, даже оставив в стороне социальные аспекты, цены на продукты питания и проблемы сельхозпроизводителей, сложившаяся ситуация не так уж однозначно плоха для производителей калия.
Высокие цены на небольших объемах удобрений на фоне растущего спроса и цен на еду привели к росту рентабельности разработки новых месторождений - причем, в странах основных потребителях нынешних лидеров калийного рынка.
С высокой вероятностью при сохранении status quo уже через несколько лет на рынке появились бы новые игроки с неизбежным ростом предложения и все тем же падением цен. Только контролировать рынок нынешним лидерам было бы уже намного сложнее.
Текущее снижение цен и рост объемов производства калийных удобрений, очевидно, приведут к сворачиванию инвестпроектов по вводу новых месторождений.
В результате, тот же "Уралкалий" сохранит свое влияние на рынок, а бессмысленные затраты на рост добычи на новых менее эффективных месторождениях будут скомпенсированы увеличением добычи на месторождениях с изначально меньшими удельными затратами на добычу. В конечном итоге, это позволит сэкономить еще немного мировых ресурсов, не все из которых возобновляемые.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.