МОСКВА, 4 сен - Прайм, Лана Самарина. Лидеры "большой двадцатки" на саммите в Санкт-Петербурге 5-6 сентября должны разработать новый план действий, который поможет странам бороться с низкими темпами роста экономики и растущей безработицей. Мировая экономика никак не выберется из ползучей стагнации, на которую уже не действуют меры, приносившие эффект до кризиса-2008, какие бы обязательства ни брали на себя национальные регуляторы.
Во вторник Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) изменила прогнозы динамики реального ВВП ряда стран мира. В частности, оценка роста ВВП США на 2013 год снижена до 1,7% с 1,9%, Китая - до 7,4% с 7,8%. Оценка по Японии не изменена - рост в 1,6%; по Италии - сохранена на уровне минус 1,8%, хотя в целом прогноз по еврозоне позитивный. При этом организация отметила, что устойчивого восстановления экономики в странах ОЭСР пока не наблюдается, сохраняются существенные риски для успешного экономического развития.
ЧИТАТЬ: Путин: На саммите G20 планируется принять "Петербургский план" развития мировой экономики>>
КОЛЛЕКТИВНОЕ СМЯГЧЕНИЕ
По мнению шерпы РФ в G20 Ксении Юдаевой, самым острым вопросом на экономической повестке дня саммита станет возможный выход США из программы количественного смягчения. Представители ФРС США заявляли о намерении регулятора начать сворачивание QEIII в текущем году. Не исключено, что это произойдет уже в сентябре.
Встречу лидеров G20 традиционно предварит дискуссия министров финансов. По словам замглавы российского Минфина Сергея Сторчака, уже к вечеру 4 сентября министры должны определить, как реагировать на возможный выход США из программы количественного смягчения. "К вечеру 4 сентября будет понятно – будет сильное заявление по количественному смягчению, или все-таки министры будут рекомендовать лидерам оставить ситуацию нейтральной, без особых комментариев, поскольку комментарии иногда порождают избыточные ожидания и избыточную волатильность", - пояснил Сторчак.
ОЭСР, со своей стороны, уверена, что денежно-кредитная политика регуляторов должна по-прежнему существенно поддерживать экономики развитых стран, а США целесообразно постепенно снижать объем выкупа активов с рынка, продолжая некоторое время сохранять базовые процентные ставки на низком уровне.
В еврозоне "поддерживающие монетарные условия" должны сохраняться, считает ОЭСР. Возможно, в этом регионе от ЕЦБ потребуются и дополнительные меры, например, по стимулированию кредитования банками реальной экономики.
РОСТ ВАЖНЕЕ ЭКОНОМИИ
Однако G20 понимает, что одними монетарными мерами проблемы медленного роста экономики и безработицы не решить. Именно поэтому в этом году уделяется особое внимание развитию рынка труда.
Другим направлением в поисках роста стало финансирование инвестиций. В частности, имеется в виду регулярная работа многосторонних банков развития для разработки новых подходов. Этим летом министры финансов G20 несколько раз подчеркивали важность инвестиций в инфраструктуру. России есть что сказать странам-партнерам на эту тему. РФ планирует "распечатать" Фонд национального благосостояния и направить из него 450 миллиардов рублей на инфраструктурные проекты - строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань, ЦКАД и развитие Транссиба и БАМа.
Еще одним новым веянием в этом году стал отказ от громких призывов к бюджетной консолидации и сокращению уровней дефицита и госдолга. По мнению финансовой G20, страновые фискальные стратегии должны быть достаточно гибкими, чтобы поддерживать рост и создание рабочих мест. Не далее чем три месяца назад европейские страны призывали ввести жесткие ориентиры по уровню долга: установить единую планку снижения долга до 90% ВВП. Однако это предложение не прошло в апреле, как, впрочем, и в этот раз: ни о каких целевых ориентирах участники встреч так и не договорились.
Другим резервом, который должен помочь странам улучшить свое экономическое положение, может стать модернизация системы налогообложения, причем не в отдельных странах, а во всей "двадцатке". ОЭСР предлагает за 1,5-2 года создать международные налоговые правила для предотвращения размывания налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения. Толчком к подобным разработкам стали громкие скандалы с такими транснациональными корпорациями, как Google и Apple.
В то же время речь не идет об установлении единых налоговых ставок, это каждое государство будет делать самостоятельно. ОЭСР предполагает сформировать базисное соглашение по избежанию двойного налогообложения, которое будет не двусторонним, как сейчас, а многосторонним. В настоящее время в мире подписано более 4 тысяч соответствующих соглашений между странами. Новая конвенция позволит не перезаключать все 4 тысячи соглашений, а ограничиться лишь присоединением к этому документу.
БРИКС СОЗИДАЮЩИЙ
Лидеры Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР на неформальной встрече в рамках саммита G20 в Санкт-Петербурге обсудят детали создания Банка развития и пула валютных резервов для стабилизации валют БРИКС. В настоящее время согласован состав учредителей банка, определена структура органов корпоративного управления, утвержден размер уставного капитала в 50 миллиардов долларов.
По словам Сторчака, в Санкт-Петербурге 5 сентября пройдет очередной раунд переговоров, в ходе которого будут решаться вопросы о распределении капитала и периоде его оплаты, местонахождении и руководителе банка.
Не смогут обойти лидеры стран БРИКС и вопрос реформирования Международного валютного фонда (МВФ). Решение, принятое в рамках встречи "большой двадцатки" осенью 2009 года, о передаче 6% квот и голосов МВФ развивающимся экономикам, не получилось выполнить и в этом году, поскольку реформа не прошла ратификацию в парламентах ряда стран, в первую очередь США.
Ранее сообщалось, что Конгресс США может ратифицировать квоты в МВФ осенью этого года. В результате реформы существенно увеличится доля стран БРИКС в МВФ. Представители РФ говорили, что страны G20 относятся с пониманием к задержкам с этой ратификацией, считая, что это связано с обстоятельствами во внутренней политике. Однако 2 сентября министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что "задачу пока решить не удается из-за противодействия со стороны некоторых ведущих членов "двадцатки".
Для стран БРИКС этот вопрос остается принципиальным, и он наверняка будет обсуждаться, хотя дальше выражения своего неудовольствия страны все равно пойти не смогут.
ЭСТАФЕТНАЯ ПАЛОЧКА
Итогом российского председательства в "клубе двадцати" традиционно станет декларация лидеров. В ней будут упомянуты макроэкономические, финансовые, фискальные вопросы, создание рабочих мест, налоговая реформа, торговля, инвестиции, реформа международной финансовой архитектуры, содействие международному развитию.
Петербургский план действий, подготовленный финансовой "двадцаткой", станет приложением к декларации лидеров. План действий по обеспечению устойчивого роста и занятости будет включать, в частности, схему работы по финансированию долгосрочных инвестиций, доклад о ходе реализации реформы финансового регулирования, резюме и план действий по налоговым вопросам.
Впрочем, какие бы глобальные планы ни готовила G20, все равно периодически вспыхивают споры о том, действительно ли это сообщество так нужно миру, - ведь его рекомендации с завидным постоянством откладываются в долгий ящик. Возможно, ответ на этот вопрос даст Алексей Кудрин, 11 лет возглавлявший российский Минфин и дважды признававшийся лучшим министром финансов в мире. Он выступит перед министрами финансов G20 на обсуждении перспектив развития клуба с докладом "Будущее двадцатки. Взгляд со стороны".
После саммита в Санкт-Петербурге председательство в "двадцатке" перейдет к Австралии, которая проведет встречу лидеров в Брисбене 15-16 ноября 2014 года.