В понедельник Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности использования бюджетных средств, направленных на развитие региональной системы общего образования, в г. Москве в 2011 - 2012 годах». С сообщением выступил аудитор Сергей Агапцов.
На Коллегии было отмечено, что развитие региональной системы общего образования в обследуемый период осуществлялось программно-целевым методом, что позволило более полно сформулировать и реализовать приоритеты развития отрасли, повысить степень координации и качество управления ресурсами. Реализация Пилотного проекта по развитию общего образования в г. Москве способствовала улучшению финансового обеспечения общеобразовательных учреждений, развитию материально-технической базы, повышению качества учебного процесса; среднемесячная заработная плата учителей превысила аналогичный показатель по экономике г. Москвы.
В материалах, представленных на Коллегии, отмечается, что в исследуемый период ежегодно на финансирование расходов школ направлялось более 17 % от общего объема расходов г. Москвы. Расходы на общее образование ежегодно росли: по отношению к предыдущему году в 2011 году они увеличились на 25,4 %, в 2012 году - на 24,6 %.
Для обеспечения качественных изменений образовательного и воспитательного процессов для школ, участвующих в реализации Пилотного проекта, Правительством Москвы утверждены и применяются единые нормативы финансового обеспечения государственной услуги по предоставлению общего образования для всех видов государственных общеобразовательных учреждений.
В школах, участвующих в реализации Пилотного проекта, введена новая система оплаты труда, при которой образовательное учреждение самостоятельно определяет в доведенном объеме средств долю расходов: на заработную плату работников, в том числе надбавки к должностным окладам; на материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений.
О повышении качества общего образования свидетельствуют результаты проведения ЕГЭ: в 2012 году по сравнению с 2010 годом доля школ, в которых хотя бы 1 человек набрал 220 и более баллов по трем предметам, выросла на 33 %; количество учеников, набравших 100 баллов по 1 и более предметам, выросло на 27 %. Количество школ, подготовивших победителей и призеров заключительного этапа олимпиад, увеличилось на 70 %. Количество победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады выросло на 19 %, а по сравнению с 2005 годом - в 3 раза.
В 2012 году уже во второй раз был составлен рейтинг московских школ на основе показателей разработанного Московского стандарта качества образования и опубликован список из первых 300 школ, добившихся наиболее значимых результатов. Подъем в рейтинге ряда образовательных учреждений и повышение значений набранных учреждениями баллов свидетельствуют о повышении качества столичной системы образования в целом. На основании данного рейтинга происходит присуждение грантов Мэра Москвы образовательным учреждениям за высокие образовательные результаты, что является мощным стимулом повышения качества работы образовательных учреждений.
В 2012 году система общего образования Москвы получила 8 новых школ на 5 тыс. мест; объем финансирования работ по капитальному и текущему ремонту, благоустройству территорий, противопожарным мероприятиям, поставке учебного оборудования составил в 2012 году 27 млрд. рублей (2010 год - 5,5 млрд. рублей; 2011 год - 24,9 млрд. рублей).
За 2 года в 781 здании общеобразовательных учреждений были проложены локальные вычислительные сети; в школы Москвы поставлены: более 48 тыс. ноутбуков для учителей, 1 167 компьютерных классов, 1 372 моноблока, 10,6 тыс. интерактивных досок, 3,5 тыс. мобильных компьютерных классов начальной школы, 8 563 программно-технический комплекса учителя начальной школы, 1 727 серверов мобильного компьютерного класса начальной школы, 1 850 компьютеров для пунктов приема заявок и выдачи универсальных электронных карт.
Введение системы электронной регистрации заявлений на прием в 1 класс способствует улучшению доступности общего образования, максимально возможному удовлетворению потребностей жителей в получении услуг общего образования по месту жительства, снятию необоснованной напряженности при записи детей в 1 класс.
Средняя зарплата учителя в 2010 года составляла 39,2 тыс. рублей, в 2011 году - 42,7 тыс. рублей и в 2012 году достигла уровня в 57,6 тыс. рублей, превысив уровень средней заработной платы в регионе (50 тыс. рублей). В настоящее время стоит задача недопущения снижения уровня заработной платы учителей в условиях прогнозного роста средней по экономике города заработной платы.
Коллегия решила направить информационные письма Счетной палаты Российской Федерации заместителю Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец, в Министерство образования и науки Российской Федерации, Мэру Москвы. Отчет о результатах проверки направляется в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах, в Департамент образования города Москвы.
Департамент информации
Счетной палаты Российской Федерации
9 сентября 2013 года