МОСКВА, 11 сен – Прайм. Президент РФ Владимир Путин на совещании в среду может поставить точку в бурных дискуссиях по бюджету на ближайшую трехлетку, который должен претерпеть ряд изменений из-за ухудшения макроэкономического прогноза и желания властей расставить новые приоритеты. В числе наиболее сложных вопросов - судьба тарифов на услуги естественных монополий и пенсионная формула.
Основные параметры бюджета на 2014-2016 годы были утверждены правительством еще в июле. Тогда планировалось, что дефицит федерального бюджета РФ в 2014 году составит 0,5% ВВП, а в 2015 и 2016 годах - по 0,6% ВВП; доходы прогнозировались на уровне 13,486 триллиона рублей в 2014 году, 14,768 триллиона рублей в 2015 году и 15,908 триллиона рублей в 2016 году.
Однако за неполные два месяца параметры бюджета могли существенно измениться: Минфин заявил, что доходы сократятся на 1,6 триллиона рублей за три года, и предложил равномерно сократить все расходы бюджета РФ на 5% практически по всем министерствам и ведомствам, кроме обязательных социальных выплат.
Позже, комментируя свое предложение по расходам, министр финансов Антон Силуанов неоднократно подчеркивал, что это не секвестр, а бюджетный маневр, потому что снижение расходов по всем без исключения министерствам и ведомствам позволит собрать пул средств, который потом будет направлен на приоритеты, которые определит правительство в ближайшее время. Впрочем, переубедить экспертов ему не удалось.
"Называя вещи своими именами – это секвестр. Об этом слове мы не вспоминали почти 15 лет. Я понимаю, боязно сказать, но это именно так", - заявил "Прайму" директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. По его мнению, Минфин выбрал этот путь, потому что министерствам не удалось бы договориться, по каким статьям сокращать расходы, а по каким оставить финансирование в полном объеме.
ЧИТАТЬ: Эксперты: Секвестр бюджета не поможет российской экономике
ЭКОНОМИКА ПОДВЕЛА
Ножом в спину уже принятым параметрам бюджета стала затянувшаяся пауза экономического роста, выход из которой не обещает быть скорым. Минэкономразвития в августе ухудшило прогноз на этот год и ближайшую трехлетку, понизив оценку роста ВВП на этот год до 1,8% с 2,4% ранее.
В 2014 году при неблагоприятном сценарии рост экономики может составить 2,8%, или 3,2%, если жизнь окажется лучше пессимистических расчетов, в 2015 - 3,2% или 3,4%, в 2016 - 3,3% или 3,7% соответственно. Параллельно министерство ухудшило прогноз по всем основным показателям: инвестициям, промышленному производству, оттоку капитала.
При этом прогноз по среднегодовой цене на нефть, основной товар российского экспорта, практически не изменился и остался на уровне 100 долларов и выше за баррель.
В результате подобных уточнений Минфину пришлось скорректировать доходы бюджета, утвержденные на 2014-2016 годы. Согласно расчетам министерства, в 2014 году они могут сократиться к запланированным на 197 миллиардов рублей или на 1,5%. При этом в 2015 году доходы могут упасть на 3,7% (на 553 миллиарда рублей), а в 2016 году – на 5,5% (871 миллиард рублей).
ТАРИФЫ КАК НОВЫЙ РЕЗЕРВ
В этих условиях Минфин считает, что не только министерства и ведомства должны поджаться, но и естественным монополиям придется затянуть пояса.
Еще в июне президент сообщил о принятом решении ограничить с 2014 года рост тарифов естественных монополий уровнем прошлогодней инфляции. В результате этого, Минэкономразвития в конце августа прогнозировало среднегодовой рост тарифов на газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки для промышленности РФ в 2014 году на 6%, в 2015 и 2016 годах - на 5%. Тарифы для населения на газ и электроэнергию в РФ должны были вырасти в среднем за год в 2014 году на 10%, в 2015 году - на 9% и в 2016 - на 8%.
Однако на прошлой неделе премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил профильным ведомствам подготовить вариант прогноза социально-экономического развития РФ на 2014-2016 годы, предусматривающий заморозку тарифов монополий в 2014 году. Минфин первым откликнулся на поручение и с энтузиазмом поддержал это предложение.
Понять позицию Минфина несложно: с одной стороны это возможность снизить расходы, а с другой - замедляются темпы инфляции. "Абсолютно с этим согласен. Мало того, наше предложение по сокращению расходов связано, в частности и с этой мерой: меньше тарифы – меньше цены на госзакупки, соответственно, мы можем говорить и о менее болезненном поджатии бюджетных расходов", - сказал Силуанов в прошлую пятницу.
Что касается инфляции, то по прогнозу Минэкономразвития в 2014 году она должна замедлиться до 4,5-5,5%. Минфин ожидал уровень инфляции в России в 2014 году в пределах 5,5-6%, и только в случае отказа от повышения тарифов естественных монополий - 5% и ниже.
Впрочем, профильные министерства выступили в защиту своих подопечных: Минтранс вступился за индексацию железнодорожных тарифов, а Минэнерго - за рост энерготарифов.
ЧИТАТЬ: Тарифы-2014: ненулевой шанс нулевого роста>>
ПЕНСИОННАЯ ФОРМУЛА С НЕИЗВЕСТНЫМИ
Основная новация этого года, кстати, одобренная в июле правительством, - это сокращение трансфертов во внебюджетные фонды, в первую очередь в Пенсионный фонд. За три года экономия по всем фондам составит почти два триллиона рублей. Силуанов отмечал, что снижение трансферта Пенсионному фонду за счет проведения пенсионной реформы рассматривалось ведомством как одна из составляющих бюджетного маневра.
В частности, Минфин предлагал сократить трансферт на покрытие дефицита Пенсионного фонда в 2014 году до 1,575 триллиона рублей против 2 триллионов, запланированных ранее.
В Минфине видят возможность сокращения трансферта за счет отмены льгот по уплате социальных взносов и за счет тех остатков и прогнозов поступлений соответствующих фондов, которые выше, чем изначально планировалось. Все это даст, по оценке ведомства, в 2014 году 470 миллиардов рублей, в 2015 году - 672 миллиарда рублей, в 2016 году - 624 миллиарда рублей.
Однако все эти предложения должны быть согласованы с пенсионной формулой, которую до сих пор так и не удалось принять. А она, в свою очередь, может повлечь очередное увеличение расходов, например, на стимулирование более позднего выхода россиян на пенсию.
Эксперты ВШЭ и РАНХиГС в помощь Минфину сделали ряд предложений, которые могли бы заткнуть "пенсионные дыры": выплачивать женщине полный базовый размер пенсии только в том случае, если она выходит на пенсию по достижении 60 лет, повысить требования к досрочному выходу на пенсию - в частности, увеличить нормативный стаж, который дает право на досрочную пенсию.
По словам аналитиков, Минфин в целом одобрил предложения по пенсионной экономии, провести их через правительство будет непросто в условиях существующего "политического запрета" на повышение пенсионного возраста.