МОСКВА, 19 сен - Прайм, Гульнара Вахитова. Крупнейшие бюро кредитных историй (БКИ) по-разному оценивают возможность совершенствования в РФ системы противодействия мошенничеству: создание отдельного продукта с биометрическими данными потенциальных заемщиков пришлось по нраву БКИ "Эквифакс", но Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) указало на высокую затратность проекта для банков, которая вряд ли окупится.
Большинство представителей кредитных организаций, принимавших участие в конференции "Эквифакса", выразили желание получить от БКИ модернизированную систему защиты от мошенников. Они считают, что сбор банками биометрических данных потенциальных заемщиков при подаче заявок на получение кредитов, в частности, таких как фотографирование лица клиента и снятие отпечатков пальцев, а затем последующая передача уже кодированных данных в БКИ и создание единой базы "биометрии", смогли бы повысить уровень защищенности банков от злоумышленников.
Генеральный директор БКИ "Эквифакс" Олег Лагуткин напомнил собравшимся, что обещал внедрить такую систему еще два года назад, но просчитав "экономику фотографирования", отказался от этой идеи. Также он указал на то, что при тестировании этой системы время ответа на запрос банка значительно превышало допустимые нормы.
"Поэтому мы в какой-то момент с этого соскочили. Мы на самом деле рассматривали несколько провайдеров, в том числе наших американских коллег, там распознавание лица, алгоритмы, пытались все это встраивать. Экономически не пошло", - оправдывался топ-менеджер.
По его мнению, внедрение возможности снятия отпечатков пальцев претендентов на кредит более целесообразно. "Потом мы взялись за отпечатки пальцев. На самом деле, отпечатки пальцев действительно "работают"", - считает Лагуткин. Однако он заметил, что ранее при обсуждении такой возможности с экспертами он также отказался и от этой идеи.
"Если я сейчас вот это слышу, то мы завтра придем, многие дела отложим и займемся этим. Мне казалось, что многим это интересно, но только в далеком светлом будущем. Если уже на поверхности – не вопрос. Я думаю, что какую-то конкретику мы через месяц сможем дать", - обнадежил банкиров глава "Эквифакса".
МНЕНИЕ ДРУГОГО ИГРОКА
Вместе с тем, директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков сообщил агентству "Прайм", что скептически относится к предлагаемому новшеству. "При использовании этой системы может возникнуть ряд сложностей, в том числе и юридических", - предупредил он.
Волков указал на законодательные ограничения хранения изображений гражданина без его согласия. "Более того, банки ведь не считают кредитными мошенниками именно тех лиц, которые были просто осуждены по статье "мошенничество". Для банков кредитным мошенником является тот, кто брал кредит и не намеревался его выплачивать или подал при обращении за займом поддельные документы", - отметил он, добавив, что существуют не менее эффективные, но при этом значительно более дешевые способы противодействия кредитным мошенникам.
Топ-менеджер НБКИ обратил внимание на то, что могут возникнуть трудности с распознаванием лиц: сличаемые фотографии должны быть едва ли не идентичны. "Не стоит забывать и о хранении большого объема данных. Для эффективного использования этой системы необходимо собрать базу, включающую минимум несколько десятков тысяч мошенников, и получить не только их согласие, но и согласие заявителей", - продолжает Волков.
Вместе с тем, по его словам, пересылать такую информацию в конвейерном виде вряд ли представляется возможным. Использование таких инструментов будет слишком затратным для банка и не окупится, считает Волков. "Это всегда дорого, не только для разработчиков систем, но и для самих банков", - уверен он.
ПРОЦЕСС ПОШЕЛ…
В ходе конференции представители Лето-банка и ХКФ Банка , являющегося одним из акционеров "Эквифакс", заявили о том, что уже запустили практику сбора биометрических данных клиентов.
"Мы используем в кредитном процессе биометрию, это не новость. Мы ждем от вас (в данном случае БКИ – ред.) этого сервиса. Это не фантастика, а уже реальность", - сказал сотрудник Лето-банка, дочернего банка "ВТБ 24" . Другой сотрудник этой кредитной организации сообщил, что банк применяет процедуру снятия отпечатков пальцев потенциальных должников.
Официальный представитель ХКФ Банка сообщил "Прайму", что банк обкатывал "биометрическую" систему в 2011-2012 годах, а с начала 2013 года начал обращаться в МВД для задержания подозреваемых на месте.
"Камерами оборудованы все банковские офисы и точки продаж банка, а также большинство точек продаж партнеров. Благодаря внедрению системы биометрии банку удалось предотвратить мошенничество на десятки миллионов рублей. Благодаря сотрудничеству банка с МВД на месте оформления кредита был задержан 21 подозреваемый в мошенничестве", - уточнил он.
Большинство участников конференции указали на то, что внедрение новой системы достаточно дорогостоящий процесс, но, тем не менее, назвали его "безусловную необходимостью".
ЕСТЬ ЕЩЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ?
Директор по управлению рисками ХКФ Банка Якуб Кудрна считает необходимым развивать данное направление, однако, по его мнению, более эффективных результатов можно достичь банкам в случае получения БКИ доступа к базам данных мобильных операторов. "В краткосрочной перспективе мне было бы интересно, если бы "Эквифакс" работал со всеми мобильными операторами, чтобы мы узнали имя и телефон каждого человека, как часто он меняет сим-карту – это бы помогло намного больше, и такие данные существуют", - подчеркнул Кудрна.
Топ-менеджер банка-монолайнера считает, что снятие отпечатков пальцев не дает полной защиты от действий злоумышленников. "Мы сейчас внедряем в Индонезии возможность снятия отпечатков пальцев с клиентов, но если кто-то сказал, что невозможно изменить отпечатки пальцев человека, это тоже уже возможно, потому что в Китае придумали такую штуку, которую одеваешь на палец, и вы можете изменить", - сетует Кудрна.