МОСКВА, 20 сен - РИА Новости. Лариса Макеева. Финская компания Fortum оказалась пока единственным крупным иностранным инвестором, пришедшим в российское тепло. О проблемах в отрасли, сильно запоздавшей реформе теплоснабжения и надеждах на то, что зарубежный инвестор все же придет в отрасль, в интервью РИА Новости рассказал глава дивизиона Fortum «Россия» Александр Чуваев.
-Минэнерго не раз заявляло о том, теплоснабжение является приоритетным направлением деятельности министерства. И все же принятие значимых решений в сфере тепла пока откладывается, в то время как проблем в секторе становится все больше. Как вы оцениваете состояние рынка тепла в РФ в настоящее время и его ближайшие перспективы?
- Вопрос реформы теплоснабжения был проработан очень серьезно и сейчас уже на выходе. Я лично принимал участие в рабочих группах при правительственной комиссии по энергетике и в Минэнерго. Fortum - единственный крупный иностранный инвестор, который решился инвестировать в тепло в России. Оно является одним из важнейших продуктов, которые мы поставляем, поэтому реформа нас очень интересует. Но, к сожалению, у тепла нет одного хозяина. Оно находится на стыке между регионами и муниципалитетами, Минрегионом, Минэкономразвития, ФСТ и Минэнерго. Поскольку одного хозяина нет, то и реформа идет очень тяжело. Она готова. Нужна просто политическая воля высшего руководства, чтобы ее сделать. Реформу можно провести безболезненно для населения, поскольку самое болезненное для потребителя - та аварийность и отключения, которые нарастающим итогом на нас идут. И они будут идти, поскольку сектор ЖКХ требует примерно 9 триллионов инвестиций, и государство это совершенно точно не потянет. Нужны частные инвестиции, которых почти нет. Ведь если я завтра построю новый эффективный тепловой источник, то ко мне придет регулятор и на следующий период регулирования вырежет у меня всю экономию, которую я получил от эффективности. И я, безусловно, никогда в жизни не буду в это инвестировать. Реформа должна состояться, ее насущность была еще позавчера.
-Какие решения в сфере теплоснабжения, на ваш взгляд, должны быть приняты в первую очередь? Каковы самые болезненные точки?
- Основополагающая «нормативка» уже принята. Ее просто нужно начать исполнять, а не предпринимать популистские шаги вроде ограничения роста платежки для населения на непонятно каком основании. А инвестору нужны долгосрочные, ясные и понятные правила, даже если это решения, которые сглаживают увеличение роста цен или увеличивают срок отдачи инвестиций. Инвестор все равно придет, но ему нужны правила, которые он понимает. Сейчас каждый год новые сюрпризы, новое регулирование. Инвестор никогда в жизни не пойдет на таких условиях в сектор.
-Не затянется ли принятие решений в связи с уходом Михаила Курбатова, в чьем ведении находилась реформа теплоснабжения, с поста замминистра энергетики и приход на его место Вячеслава Кравченко из «Совета рынка»?
- На мой взгляд, нет. Курбатов действительно был вовлечен в вопросы теплоснабжения. Но есть преемственность между Кравченко и Курбатовым. Кравченко не новый человек в энергетике, мы все его знаем, в эту тему погружаем, он быстро схватывает. Я думаю, никакого замедления не произойдет.
Все понимают, что либерализация рынка электроэнергии и мощности была сделана без учета тепла. К сожалению, это была ошибка, недоработка. Теперь нужно догонять.
-Поделитесь рецептом, как успешно работать в стране в предложенных условиях, зачастую ручном регулировании тарифов?
- Рецепт один - повышать операционную эффективность. Но она не дает инвестировать в сектор. Поскольку мы уже тут, мы в этом варимся и стараемся каким-то образом выживать и увеличивать свою эффективность. Но чтобы мы серьезно начали инвестировать в отрасль, нужны ясные правила игры. И я вас уверяю, что при реализации тех рецептов, которые сейчас уже проработаны производителями тепла и, в основном, поддержаны на уровне министерств и ведомств, мы уже через 2-3 года забудем про проблемы в тепле.
-«Фортум» не раз заявлял о своем интересе именно к комбинированной выработке электроэнергии и тепла. В чем перспективность данного метода?
- Возьмем, например, Няганскую ГРЭС, одну из самых эффективных тепловых станций в мире. При этом ее КПД где-то порядка 56%. Это означает, что 44% процента тепла теряется в атмосфере. А это тепло можно использовать и отапливать им квартиры. Тогда КПД от станции может достигать 85%. При этом тепла от ГРЭС можно забирать ровно столько, сколько нужно, а не сколько она производит. И КПД повысится ровно настолько, сколько тепла вы заберете. То есть, если Нягань потребляет, к примеру, 150 Гкал тепла, то этот объем тепла мы можем дать от станции в сторону Нягани, тем самым уменьшив выброс тепла в атмосферу, и дав возможность не увеличивать тариф. Потому что это «бросовое» тепло стоит гораздо меньше, чем от котельных, которые сейчас сжигают газ, уголь и мазут. Но те правила, которые сейчас есть в теплоснабжении, не позволяют нам инвестировать в свою эффективность, и, в конечном счёте, в снижение платёжной нагрузки на потребителя.
-Те меры, что предложены реформой теплоснабжения, насколько поднимут вверх конечный тариф для потребителя?
- Система деградировала и нужны колоссальные инвестиции, чтобы ее привести в порядок. Конечно, это потребует дополнительных средств. Производители тепла и потенциальные инвесторы готовы сгладить рост тарифов для населения. Это не раз проговаривалось на уровне министерств и ведомств. Главное, определить правила игры. Сказать, на сколько лет мы сглаживаем рост тарифа. В течение 10-15 лет рост тарифа отобьет все инвестиции в сектор, а потом начнет падать. Потому что реформа предполагает наличие конкуренции. Как только придут инвесторы и станут строить новые тепловые станции и сети, сразу же упадет цена.
-Как скажется на компании решение правительства о заморозке тарифов на газ?
- У нас цена на газ является определяющей в цене на электроэнергию и тепло. Заморозка тарифов негативно скажется на ней и, естественно, как-то отразится на наших операционных показателях.
При реформировании РАО «ЕЭС России» инвесторам обещали договора о предоставлении мощности (ДПМ). Сейчас ходят слухи, что хотят тронуть ДПМ. Но этого ни в коем случае нельзя делать. Это отравит инвестиционный климат в России на долгие годы. Договора были заключены, 45 миллиардов долларов инвестиций было по ним привлечено. Каждая сторона исправно исполняет свои обязательства. Если не исполняет, - предусмотрены серьёзные штрафы. Т.е. это нормально работающий договорной механизм. Если сейчас государство изменит правила игры, кстати, тоже непонятно на каком основании, то как можно ему будет после этого верить?
Еще инвесторам обещали равнодоходные с Европой цены на газ. Равнодоходность предполагала цену на газ в России все равно примерно в 2 раза ниже по сравнению с Европой и примерно на 45% ниже, чем в США. Нулевой тариф на газ - это отход от обещаний.
-Компании интересны проекты в области альтернативной энергетики? Может ли компания участвовать в отборе проектов в области ВИЭ в июне 2014 года?
- Вообще, возобновляемые источники - технология еще не коммерческая, они все базируются на субсидиях. ДПМ у ВИЭ - те же самые субсидии, нам это интересно, мы рассматриваем возможность участия в следующем аукционе.
Мы проявляли интерес и к прошедшему в этом году аукциону, но не смогли договориться с практически единственным в стране производителем локальных солнечных панелей.
Условия локализации в ветроэнергетике, скорее всего, вообще не дадут возможности построить ветроэнергетические установки, поскольку объемы ВИЭ и сроки по ДПМ таковы, что вряд ли какой-то производитель за это время придет и локализует в России свое производство. Есть достаточная доля здорового скептицизма на эту тему. Он подтверждается минимальными заявками по ветроэнергетике на прошедшем аукционе.
-Есть ли у «Фортума» планы по строительству или модернизации после завершения обязательной инвестпрограммы? Не интересуют ли проекты в области распределительной энергетики?
- У нас есть старая Челябинская ГРЭС, которая еще построена по плану ГОЭЛРО. На месте этой станции мы строим два современных энергоблока по ДПМ, которые перенесли из Тюмени. Мы также строим планы по модернизации еще ряда наших старых электростанций.
Что касается распределенной генерации, то она нас тоже интересует, особенно там, где гарантирован спрос в тепле. Но сейчас все наши ресурсы направлены на то, чтобы выполнить обязательную инвестпрограмму.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.