Индонезия - четвертая по численности населения страна мира - принимает саммит форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС) уже во второй раз.
В 1994 году именно в пригороде ее столицы были сформулированы знаменитые "Богорские цели" организации, объединяющей 21 экономику мира, - требования свободы торговли и открытости для инвестиций.
Корреспондент РИА Новости Михаил Цыганов поговорил с министром экономического развития РФ Алексеем Улюкаевым, принимающим участие в проходящем на индонезийском острове Бали очередном саммите АТЭС.
Алексей Валентинович, подходит к завершению год председательства Индонезии в АТЭС. Как Вы его оцениваете с точки зрения российских интересов? На каких направлениях, приоритетах была сконцентрирована работа?
Я считаю, что это удачный год, и мы заметно продвинулись в укреплении отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Речь идет о работе по обеспечению более свободной торговли с рядом стран этого региона и развитии крупных инвестиционных проектов.
Страны-члены Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и другие страны по обе стороны Тихого океана являются нашими важными партнерами, и мы считаем - и видим это уже по тем документам, которые были утверждены в ходе предшествовавших саммиту встреч на министерском уровне, - что балийский саммит АТЭС станет серьезным продвижением вперед.
А в целом насколько важна для России работа в форуме АТЭС? Насколько важны и значимы для российской экономики и внешней торговли принимаемые там решения?
Они очень важны: сам фокус всей мировой политики и экономики сдвигается в сторону Тихого океана, АТР. Все упирается в чистую экономику: просто темпы экономического роста именно здесь дают сейчас основной объем прироста мирового товарооборота и мирового валового внутреннего продукта.
А потому установление тесных связей со странами этого региона - механизм, который позволит снять внешние ограничения с российского роста, переживающего сейчас не лучшие времена.
Кроме того, у нас есть особый интерес к развитию связей российского Дальневосточного региона с рядом стран-членов АТЭС, прежде всего, с такими нашими партнерами, как Китай, Япония, Южная Корея. Я только что завершил двусторонние переговоры с министром торговли Республики Корея, где мы обсуждали ряд важных вопросов: развитие железнодорожного сообщения, логистики, контейнерных перевозок, развитие автомобильной промышленности, судостроение, в том числе, специальное: создание платформ для добычи нефти и газа на шельфе...
Это крупнейшие проекты, которые создают большое количество рабочих мест и налогооблагаемую базу, а также дают серьезный прирост ВВП стран-участниц.
Вы участвовали во встрече лидеров с членами Делового консультативного совета АТЭС. Какие вопросы обсуждались и в чем их важность для развития отношений со странами АТР?
На заседании Делового консультативного совета АТЭС обсуждались важные вопросы, связанные с наилучшими условиями для торговли.
В частности, я сам обсуждал вопрос об использовании в товарообороте локальных валют - это чрезвычайно важное направление потому, что сейчас многие страны, столкнувшиеся с проблемами при использовании резервных глобальных валют, переходят на двусторонние валютные отношения.
Например, мы уже имеем такие отношения с КНР, и работаем над тем, чтобы распространить ту же схему на иные страны региона, в частности, Вьетнам и Индию. Это принципиально новое и очень важное направление работы.
Как проходило обсуждение текущих переговоров в ВТО? Какие основные ожидания от декабрьской Министерской встречи ВТО, которая пройдет здесь же, на Бали?
На самом деле это очень непростой вопрос, потому что декабрьская министерская встреча должна дать ответ на принципиально важный вопрос: удастся ли нам продвинуться в либерализации мировой торговли в рамках Дохийского раунда, или же мы не сможем там решить проблемы, возникшие вследствие накопившихся трудностей.
В этом смысле на Бали уже идет большая работа в данном направлении, хотя оно не является специальной темой встреч АТЭС, оставаясь, тем не менее, одной из важных тем. Заявленные здесь позиции сторон в части обеспечения режимов наибольшего благоприятствования, либеральных принципов торговли крайне важны, и не скрою, что мы столкнулись на Бали с рядом серьезных проблем. Но, мне кажется, нам все же удалось найти решения, в том числе даже текстуальные.
Как повлияют на интеграцию России в Азиатско-Тихоокеанский регион решения, которые будут приняты на саммите АТЭС?
Это и есть один из этапов интеграции и мы нацелены на нее в максимальной степени. Мы и сами проводили подобные форумы и долго к ним готовились. И в рамках российского Дальневосточного региона, и осуществляемых и планируемых нами инвестиционных проектов, совершенствования инфраструктур, мы просто физически сближаем Россию с АТР развитием структур Транссиба, логистики контейнерных перевозок, авиационного сообщения и информационных систем. И я думаю, что здесь наше будущее также во многом будет зависеть от развития связей.
В частности, развитие зон свободной торговли - это еще одно перспективное направление. Только что завершились переговоры с моим вьетнамским коллегой - его страна работает над созданием зоны свободной торговли с Таможенным союзом в составе России, Белоруссии и Казахстана. Скоро уже будет наша четвертая встреча по этому вопросу, и мы надеемся на быстрое завершение этой долгой и сложной работы.
Какие российские инициативы удалось продвинуть в АТЭС? Какие направления Вы считаете наиболее выигрышными, перспективными для России?
Мы уже говорили про проблемы обеспечения транспортной доступности, поэтому снижение ограничений на движение транспорта, обеспечение максимальной свободы движения капитала, труда, идей, технологий - крайне важно для России.
Если можно, чуть подробнее о том, какие проекты, программы и инициативы, рассматриваемые сейчас АТЭС, будут способствовать развитию российского Дальнего Востока?
Одним из таких проектов является кардинальная модернизация Транссибирской магистрали, расширение ее пропускной способности. Прямой железнодорожный путь может стать ключевой артерией между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Это будет мощный импульс развитию Дальнего Востока и Сибири.
Очевидно, что таким проектам, как создание с корейскими, японскими и китайскими коллегами мощного таможенно-логистического центра в Приморском крае очень важно обеспечить мощную перевалку грузов, которые сначала будут идти морем, а затем загружать наши железнодорожные магистрали.
Поэтому проекты в области транспортировки нефти и сжиженного природного газа - тех товаров, которые являются предметами долгосрочного спроса для наших партнеров, позволят осуществить крупномасштабные идеи на Азиатско-Тихоокеанском рынке.
Создание особой экономической зоны в Приморском крае, безусловно, привлечет внимание наших партнеров из числа стран АТР, ведь речь идет и о производстве автомобилей в этом регионе, и о судостроении, и о ряде других отраслей.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.