3-4 октября 2013 г. в Москве прошел 5-ый Международный форум WE ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЬГИ, КАРТЫ И ПЛАТЕЖИ 2013, организованный компанией «Worldwide Expert», генеральным спонсором выступила компания ООО НКО «Рапида». В ходе мероприятия ведущие эксперты российского рынка электронных платежей обсудили особенности национального платежного законодательства, текущую ситуацию на рынке электронных платежей и перспективы отрасли.
Участниками конференции стали такие ведущие игроки платежной сферы, как Рапида, EasyFinance.ru, Money Mail.ru, Связной Банк, Яндекс.Деньги, Canopus Innovative Technologies, PayPal, Qiwi, Ассоциация Электронные Деньги, Webmoney, United Card Service, PayMe, ВТБ24, Альфа-Банк, IQ Card, SumUp, Chronopay и др.
Конференция прошла в формате дискуссионных сессий, в ходе которых представители компаний осветили не только инновационные решения в сфере электронных платежей, но и обсудили текущую ситуацию и основные задачи отрасли. Так, в первый день форума, фокус был на различных сервисах электронных платежей, на особенностях платежного законодательства в России и общих трендах рынка.
Инновационное решение «Умный кошелек» Rapida Online представили Владимир Сорокин, заместитель генерального директора Рапида, и Михаил Попов, генеральный директор EasyFinance.ru. Докладчики рассказали о том, как повысить лояльность клиентов за счет интеграции системы контроля личных финансов EasyFinance в персональный платежный сервис Rapida Online. Также свое решение интернет-банкинга Self Banking & Booking представил Связной Банк.
Некоторые аспекты платежного законодательства в своем докладе осветила Татьяна Алексеева, директор по правовым вопросам в Яндекс.Деньгах. Она отметила, что «вследствие нового платежного законодательства появилось новое определение - платежная небанковская кредитная организация». На вопрос о лучшей юрисдикции для платежных операторов, г-жа Алексеева ответила: «Великобритания, с точки зрения развития платежного нормативного законодательства».
Интересную цифру сообщил в ходе обсуждения Вадим Румянцев, руководитель проекта Money Mail.ru. По словам Румянцева, по состоянию на 15 августа 2013 года, 70 кредитных организаций уведомили Банк России о начале деятельности по осуществлению электронных денежных операций. В связи с этим, как отметил представитель Money Mail.ru, ситуация на рынке сложилась такова, что «электронный кошелек больше заинтересован в подключении нового клиента, чем интернет-магазин в подключении нового способа оплаты». Поэтому г-н Румянцев призвал не создавать новые и новые электронные кошельки, а совместно удовлетворять все потребности пользователя.
Первый день форума также ознаменовался выступлением Владимира Малюгина, регионального директора PayPal. Напомним, компания 17 сентября начала работать с российским рублем и официально вышла на рынок России. В своем докладе г-н Малюгин отметил, что лидерами по уровню развития электронной коммерции в мире являются Великобритания (10,2%), США (10,1%) и Китай (5,7%). Аналогичный показатель в России составляет 2%, но несмотря на это, по словам Малюгина, Россия является одним из наиболее динамично развивающихся рынков e-commerce с ежегодным показателем роста в 25%. Также региональный директор PayPal отметил ключевые факторы, влияющие на использование электронных кошельков:
- защита
- известный бренд компании
- простота в использовании
- применение в ежедневной жизни
- инновационность.
Кроме того, Владимир Малюгин отметил: «52% пользователей хотели бы использовать электронные деньги не только в Интернете, но и в реальности». Именно этот показатель повлиял на активизацию деятельности PayPal в сфере оффлайн-платежей.
Доклад представителя компании PayPal перешел в активное обсуждение топ-менеджерами крупнейших платежных и финансовых компаний (Webmoney, QIWI Банк, Яндекс.Деньги, Океан Банк, Ассоциация Электронные Деньги) таких вопросов, как влияние на российский платежный рынок появления нового игрока, разница между электронными кошельками и платежными картами, причины противостояния между операторами электронных кошельков и банками, перспективы рынка и т. д.
В частности, генеральный директор QIWI Борис Ким, коммерческий директор Яндекс.Денег Дмитрий Даниленкои директор по развитию Webmoney Петр Дарахвелидзе рассказали, что рады появлению на рынке нового игрока и уверены, что это будет способствовать не только здоровой конкуренции, но и активизации и росту каждого отдельного участника рынка. «Безопасность платежей - это то, чему нам следует поучиться у PayPal», - заметил Дмитрий Даниленко. И продолжил, отвечая на вопрос о конкуренции: «Пирога хватит всем, лишь бы все участники соблюдали правовое регулирование».
Ведущие игроки рынка платежей на диспуте
В ходе обсуждения позиции банков и операторов электронных кошельков коммерческий директор Яндекс.Денег охарактеризировал универсальность электронных платежных решений: «Порядка 50% электронных платежей осуществляются картой. Но карточки не ликвидны, поэтому мерчанты не очень их любят. Операторы электронных кошельков предлагают упаковку, где есть и финансовые продукты, и коммерческие услуги». На диспуте о противостоянии банков и платежных операторов последние отмечали частое завышение комиссий банками, что, по мнению экспертов, является существенной преградой для развития электронных платежей. Но все же и представители банков, и операторы электронных платежей сошлись во мнении, что только совместными усилиями участники рынка платежей могут повлиять на уменьшение доли наличных расчетов.
Затрагивалась в обсуждении и тема перспектив развития децентрализованных валют наподобие Bitcoin. Петр Дарахвелидзе, директор по развитию Webmoney, отметил: «Криптовалюта - замечательная штука, с моей точки зрения. Выиграют со временем лучшие деньги, а это Bitcoin. Государства ухудшают свои деньги сознательно. За этим будущее. А гонение за Bitcoin проиходит потому, что это враг для центробанков».
Фокус второго дня мероприятия был на инновациях и трендах рынка карт и платежей. В частности, представители компаний Рапида, United Card Service, PayMe, ВТБ 24, IQ Card, Chronopay, SumUp обсудили такие тренды, как предоплаченные карты, M-POS решения и мобильный эквайринг и другие инновационные финансовые инструменты.
Владимир Сорокин, заместитель генерального директора Рапида, презентовал аудитории новый продукт CLICK-and-PAY, «который позволяет принимать платежи на Интернет-ресурсах клиентов B2B сегмента, таким образом, на рынке появилось готовое решение с возможностью кастомизации».
Александр Бородкин, начальник управления банковских карт в банке ВТБ 24, в своем докладе рассказал о преимуществах предоплаченных карт над классическими, отметив: «Pre-paid карты - это прежде всего инструмент формирования клиентской базы». На вопрос, адресованный аудитории, в чем все-таки заключается преимущество предоплаченных карт, Владимир Сорокин отметил, что «ключевая особенность предоплаченных карт - моментальность их выдачи, что наиболее целесообразно использовать в ко-бренд проектах, тем самым увеличивая клиентскую базу». Далее Исполнительный директор компании PayMe Сергей Машковцев представил доклад о революции M-POS решений в России. По словам г-на Машковцева, первые результаты деятельности компании PayMe свидетельствуют о больших перспективах рынка мобильного эквайринга в России, несмотря на то, что подобные M-POS решения только входят на рынок. Однако о преждевременности таких прогнозов в ответ заявил Владимир Комлев, генеральный директор United Card Service. Он отметил: «M-POS - это не до конца сформировавшаяся ниша, где игроки не знают правил и не могут полноценно конкурировать».
Обсуждение темы мобильных платежных решений продолжилось во время диспута, к которому присоединилась Яна Павлова, генеральный директор SumUp в России. Г-жа Павлова поддержала компанию PayMe в том, что рынок мобильного эквайринга очень перспективен, и об этом свидетельствуют результаты SumUp за пол года деятельности в России. Как рассказала Яна Павлова, весной этого года «компания SumUp вышла на рынок России, потому что сложилось хорошее поле из трех составляющих: высокое проникновение платежных карт; высокое проникновение смартфонов; недостаточное проникновение инфраструктуры приема карт». Уже в первые месяцы мобильные терминалы SumUp стали набирать популярность среди мелких и средних торговцев, при чем не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в отдаленных регионах страны. А поскольку, по словам г-жи Павловой, «каждая пятая покупка в России теряется из-за невозможности оплаты безналичным путем», M-POS решения являются прекрасной альтернативой приема карточных платежей.
Итогом обсуждения второго дня форума стало общее мнение участников диспута о том, что финансовые инновации могут повлиять на рост электронных и мобильных платежей в России и уменьшить объем наличных денег на рынке. А представитель Chronopay Анатолий Беловвыразил свое мнение о перспективах рынка: «Мы все движемся в сторону NFC и бесконтактных платежей».