Австрийская группа Raiffeisen Bank International (RBI) пришла в Россию почти 17 лет назад, и сегодня ее «дочка» Райффайзенбанк входит в топ-15 крупнейших в стране. Смена главы RBI в июне этого года породила слухи о намерениях группы уйти из России и сосредоточиться на других регионах. О том, почему RBI не планирует уходить с российского рынка и чем сейчас занимается в группе ее экс-глава Герберт Степич, в интервью агентству «Прайм» рассказал председатель правления RBI Карл Севельда.
- Какие факторы сегодня группа учитывает при выборе стратегии развития и определении приоритетных регионов?
- Мы не меняем, но адаптируем нашу общую стратегию развития. Не секрет, что введение «Базеля III» требует от нас больше капитала для наращивания кредитования. Мы должны сфокусироваться на том, куда его направить. Это зависит от состояния рынков, на которых мы видим стабильный потенциал роста, законодательства и наших собственных позиций на рынке, потому что в некоторых странах у нас превосходная репутация и высокие позиции, но на некоторые рынки, к примеру, Словении, мы вышли довольно поздно. Это влияет на наше решение о выборе приоритетных регионов. Другая тема - расходы. Мы проанализировали наши расходы и соотношение расходов к доходам, и выяснили, что расходы группы слишком высокие.
- Почему Россия вошла в список приоритетных стран для RBI?
- На сегодняшний момент прогнозы роста в России не такие плохие - около 2%, в прошлом темпы были гораздо быстрее. Но Россия также очень большой рынок, который только из-за своих размеров имеет потенциал. Когда мы выходим на рынок, то учитываем также участие банков в экономике: соотношение активов банков к ВВП все еще довольно низкое. Мы также видим большой потенциал в розничном бизнесе, что показывает статистика - 68% российских домохозяйств уже считают себя средним классом.
- И даже политические риски вас не смущают?
- Нельзя сравнивать западные демократии с демократиями в Центральной и Восточной Европе, в частности странах СНГ. Мы видим, что в России сложились довольно стабильные условия для развития экономики. На этом рынке мы уже долгое время, и имеем в России репутацию надежного инвестора, это создает дополнительную уверенность. Нынешнее руководство страны верит в рыночную экономику, о чем оно говорило много раз.
- Вы верите в то, что замедление российской экономики остановится и переломит негативный тренд?
- Это не «здоровая» экономика, ВВП которой зависит от цен на энергоносители. Я уверен, что надо много инвестировать в модернизацию российской промышленности, наращивать эффективность и производительность. Правительство должно сосредоточить усилия на этом. Я настроен оптимистично и уверен, что власти знают, что делать и, несмотря на все еще очень высокую бюрократию, начнут применять меры.
- Планирует ли группа участвовать в мегапроектах, о которых заявляли российские власти?
- Мы будем кредитовать российские промышленные предприятия , но думаю, что инвестирование в мегапроекты - это не то, на чем мы сосредоточимся. Мы стараемся диверсифицировать риски и не хотим инвестировать в один проект на миллиарды долларов. Но мы пытаемся кредитовать разные сферы промышленности, у нас сильные позиции в крупном корпоративном бизнесе. Несколько лет назад мы начали работать со средними предприятиями, это более рискованный сегмент, но он приносит более высокую маржу. Мы также теперь работаем с малым и микробизнесом.
- Вас устраивает рост бизнеса, который показывает российская «дочка»?
- Спрос на новые кредиты в корпоративном сегменте был ограничен в этом году. Это стало одной из причин, почему мы замедлили наш рост. При этом в розничном сегменте спрос значительно выше. Но на сегодняшний день нас устраивают темпы роста.
- Какой возврат на капитал вы ожидаете от Райффайзенбанка в России в краткосрочной перспективе?
- Мы не раскрываем этот показатель, но говорим, что в целом по группе хотим рентабельность капитала до налогов около 15% в течение трех лет.
- Ваш предшественник на посту главы RBI Герберт Степич после своего ухода сохранил свой пост главы набсовета российского банка. Почему акционеры приняли такое решение?
- Степич был пионером расширения нашего присутствия в Центральной и Восточной Европе, поэтому он очень хорошо знает этот регион. Почему мы должны исключать его из наблюдательного совета? Его вклад в развитие группы очень важен для нас. Он все еще работает старшим советником при совете директоров RBI и у него есть кабинет в нашем здании. Я рад, что он помогает нам. Кроме России Степич сохранил пост в набсовете «дочек» в Белоруссии, Украине и ряде других стран.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.