В ходе визита Вадим Морозов встретился с премьер-министром Монголии Норовыном Алтанхуягом, председателем Великого государственного хурала (ВГХ) Зандаахуугийном Энхболдом, министром дорог и транспорта Амаржаргалом Гансухом. На встречах подробно обсуждались перспективы сотрудничества в сфере развития железнодорожного транспорта Монголии.
Также делегация ОАО «РЖД» приняла участие в заседании Рабочей группы ВГХ Монголии по сотрудничеству в области транспорта.
5 ноября в Улан-Баторе Вадим Морозов выступил на международной конференции «Евро-Азиатский транспорт: региональное участие», организованной Великим государственным хуралом Монголии.
В своем докладе он подчеркнул, что Улан-Баторская железная дорога имеет большой потенциал для транзитных перевозок в сообщении Европы и России с Китаем и странами АТР, объективно являясь естественным сухопутным мостом в этом направлении.
Взаимная заинтересованность в развитии потенциала железных дорог Монголии закреплена в президентской Декларации о развитии стратегического партнерства между Российской Федерацией и Монголией от 25 августа 2009 г.
По словам Вадима Морозова, за период, прошедший с момента вступления УБЖД в доверительное управление ОАО «РЖД», совместными усилиями удалось улучшить целый ряд эксплуатационных показателей работы железной дороги Монголии.
По итогам работы за 2012 год грузооборот увеличился на 6%, погрузка - на 13%. Объемы перевозок достигли исторически максимального уровня в 20,4 млн тонн. При этом объем транзитных перевозок по Улан-Баторской железной дороге составил 1,5 млн тонн.
Одной из самых актуальных задач сегодня является масштабная модернизация Улан-Баторской железной дороги. На паритетной основе было создано совместное российско-монгольское предприятие КОО «Развитие инфраструктуры». Его цель - модернизация существующей железнодорожной инфраструктуры Монголии и строительство ветки Таван Толгой - Сайншанд. Планируемый объем перевозок составляет 44 млн тонн к 2020 году, где больше 60% прогнозного увеличения объема перевозок обусловлено ростом объема перевозок угля, в том числе за счет разработки месторождения Таван Толгой.
По словам Вадима Морозова, для переключения части перспективного транзитного грузопотока на УБЖД необходимо ускоренное проведение модернизации магистрали и обеспечения перевозок в рамках так называемой «Северной логистической системы». Она должна объединить транспортные системы России, Монголии и Китая и предполагает развитие транспортного коридора Улан-Удэ - Наушки - Эрлянь - Цзинин.
В настоящее время прорабатываются вопросы определения грузовой базы Северной логистической системы. По предварительным оценкам китайских экспертов, она может составить около 100 млн тонн в год. ОАО «РЖД» уже сейчас оценивает реальную грузовую базу транзитных перевозок российского угля и железной руды, тяготеющей к северным и центральным районам Китая, в размере 10 млн тонн. Основными грузоотправителями могут стать крупные горнодобывающие и обогатительные комбинаты Западной Сибири и Дальнего Востока.
6 ноября 2013 года под председательством Вадима Морозова состоялось очередное заседание правления АО «Улан-Баторская железная дорога». Были подведены производственно-финансовые результаты деятельности АО «Улан-Баторская железная дорога» за 2012 год. Кроме того, правлением одобрен 1 этап Программы технической модернизации и развития Улан-Баторской железной дороги (до 2015 года включительно), а также планы по разработке программы перспективного технического развития АО «УБЖД» до 2020 года.
***
Акционерное общество «Улан-Баторская железная дорога» было создано в 1949 году на основе соглашения между Правительствами СССР и Монгольской Народной Республики с равным распределением долей в уставном капитале Общества. До августа 2009 года полномочия акционера указанного общества от имени Российской Федерации осуществляло Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
В 2009 году ОАО «РЖД» получило в управление 50% акций «Улан-Баторской железной дороги» сроком на 5 лет. Соответствующий указ подписал президент Российской Федерации Дмитрий Медведев.
С этого момента ОАО «РЖД» приступило к участию в управлении АО «УБЖД», представители российской компании были включены в состав правления «УБЖД», монгольской компании оказывается практическая помощь в проведении капитального ремонта пути, обновлении парка подвижного состава, совершенствовании технологии перевозок.
АО «УБЖД» играет ключевую роль в обеспечении транспортных связей Монголии. На долю железнодорожного транспорта приходится свыше 60% грузовых перевозок страны. Протяженность Улан-Баторской железной дороги составляет 1815 км, в компании работает около 16 тыс. человек. Единая с российскими железными дорогами техническая база, в том числе ширина колеи 1520 мм, обуславливает важную геостратегическую роль АО «УБЖД» в обеспечении транспортно-экономических связей с Китаем.