В период с 11 по 15 ноября 2013 года почти на 70 вокзалах и станциях России будут работать Общественные приемные по вопросам сохранения и развития пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в дальнем и пригородном сообщении.
Главной задачей акции «Общественная приемная: Добро пожаловаться» является разъяснительная работа с населением о тенденциях развития пригородных пассажирских перевозок в Российской Федерации, а также о проблемах сохранения и развития пригородного железнодорожного транспорта в отдельных регионах и сбор подписей населения в его поддержку. Сбор подписей под обращением в поддержку пассажирских железнодорожных перевозок является возможностью обратить внимание властей на необходимость сохранения транспортной доступности в субъектах РФ.
Кроме того, в ходе акции специалисты пригородных пассажирских компаний будут готовы ответить на все возникающие у пассажиров вопросы, связанные с перевозками в пригородных поездах. Пассажиры также смогут оставить свои предложения по улучшению сервиса перевозчиков.
Вокзалы, где проводится акция «Общественная приемная: Добро пожаловаться»:
- Московская железная дорога: Казанский вокзал Москвы
- Октябрьская железная дорога: Псков, Тверь, Петрозаводск, Новгород и Балтийский вокзал города Санкт-Петербурга
- Калининградская железная дорога: Северный вокзал города Калининград
- Куйбышевская железная дорога: Пенза-1, Ульяновск-Центральный, Рузаевка, Инза, Димитровград, Уфа, Стерлитамак, Кандры, Кумертау
- Горьковская железная дорога: Ижевск, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Йошкар-Ола, Чебоксары, Киров
- Приволжская железная дорога: вокзалы Саратов, Волгоград-пригородный, Астрахань
- Северная железная дорога: вокзалы Вологда-1, Ярославль
- Свердловская железная дорога: Екатеринбург-пасс, Пермь-II, Первоуральск, Нижний Тагил
- Северо-Кавказская железная дорога: Минеральные Воды, Пятигорск, Владикавказ
- Западно-Сибирская железная дорога: Новосибирск, Омск, Барнаул, Новокузнецк
- Южно-Уральская железная дорога: Челябинск-Главный, Челябинск-Пригородный, Курган-Главный, Курган-Пригородный, Карталы, Миасс, Златоуст, Шумиха, Оренбург
- Юго-Восточная железная дорога: Лиски, Белгород, Мичуринск
- Дальневосточная железная дорога: Владивосток, Биробиджан, Тында
- Восточно-Сибирская железная дорога: Иркутск-Пассажирский, Улан-Удэ, Тайшет, Вихоревка, Северобайкальск
- Красноярская железная дорога: Красноярск
- Забайкальская железная дорога: Чита-2, Благовещенск, Белогорск, Свободный, Бурея, Сковородино, Завитая, Шимановская
*****
Напомним, пригородные железнодорожные перевозки являются социально значимым, но убыточным видом деятельности не только в масштабах России, но и мира в целом. По законам Российской Федерации, организация пригородных пассажирских перевозок находится в пределах полномочий субъектов РФ. В обязанности региональных властей входит формировать транспортный заказ и устанавливать тарифы на проезд в пригородных поездах. Но при этом в их обязательства (ФЗ № 17 (ст. 8), ФЗ № 184 (п.12, ч.IIст. 26.3))входит 100 % компенсация убытков, которые несет ППК в результате тарифного регулирования на территории того или иного субъекта РФ.
Однако ежегодно суммы, которые закладываются в региональные бюджеты на компенсацию выпадающих доходов, покрывают лишь часть понесенных убытков. Так, в региональных бюджетах на 2013 год предусмотрено субсидий на компенсацию выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов в размере 7,8 млрд. рублей, что составляет 46% от необходимой суммы (ожидаемые убытки ППК от осуществления пригородных пассажирских перевозок в 2013 году составляют 16,8 млрд рублей; таким образом,потребность в увеличении субсидий из регионов в 2013 году - более 9 млрд рублей).
Неоднократные обращения руководителей ОАО «РЖД» и руководителей пригородных пассажирских компаний-перевозчиков в администрации большинства субъектов с предложением заключить договор и исправить сложившуюся ситуацию по выплате выпадающих доходов ППК на сегодня остаются без внимания.
Так, по состоянию на октябрь 2013 года заключено 95 договоров на организацию транспортного обслуживания населения с 72 субъектами Российской Федерации. Не подписано 4 договора с 4 субъектами РФ. (Калининградская область с ОАО «Калининградская ППК», Тверская область с ОАО «СЗ ППК», Самарская область и Челябинская область с ОАО «Башпригород»).
Полная компенсация выпадающих доходов в 2013 году ожидается в 13 регионах. Из них в 5 субъектах субсидии не требуются - Москва, Московская область, Санкт - Петербург, Республика Адыгея, Астраханская область (с учетом субсидий на оплату инфраструктуры, выделенных из федерального бюджета).
В 8 регионах планируется полная компенсация потерь в доходах: Рязанская, Сахалинская, Самарская, Оренбургская, Томская, Тюменская области, Красноярский край и Республика Коми.
3 региона близки к 100% компенсации, полное погашение задолженности будет произведено в текущем году - Волгоградская область - 97%, Республика Башкортостан - 96%, Республика Хакасия - 94%.
Еще 5 регионов близки к полной компенсации (более 85%) Пермский край - 92%, ХМАО - 89%,Омская область - 89%, Карачаево - Черкесская Республика - 88%, Кемеровская область - 86%.
11 субъектов компенсируют от 50 до 85% убытков ППК: Республика Татарстан - 83%, Свердловская область - 82%, Алтайский край - 80%, Удмуртская Республика - 78%, Хабаровский край - 75%, Смоленская область - 63%, Иркутская область - 63%, Челябинская область - 61%, Нижегородская область - 56%, Новосибирская область - 54%, Еврейская автономная область - 51%.
Ряд субъектов РФ фактически отказывается компенсировать выпадающие доходы пригородных компаний от регулирования тарифов. Так 31 регион до сих пор не обеспечивает и 50% компенсации потерь в доходах от пригородных перевозок железнодорожным транспортом, а 8 регионов компенсируют менее 10% выпадающих доходов ППК.
Еще два субъекта РФ - Вологодская и Ленинградская области - не предусмотрели на субсидирование железнодорожных перевозок ни рубля.
В настоящее время прослеживается четкая тенденция снижения объёмов железнодорожных перевозок в пригородном сообщении. Так, с 1 июля 2012 года по инициативе региональных органов власти отменено более 300 пригородных поездов. Например, в Курганской области отменено 19 пригородных поездов (или около 40% к размерам пригородного движения в 2012 году), в Челябинской области - 40 поездов (или более 40%). Также руководством Амурской области принято решение об отмене 12 поездов (или 20 %), Новгородской области - 32 поезда (или 39%), Псковской области - 15 поездов (или около 29%), Белгородской области - 14 поездов (или около 16%) и т.д.