МОСКВА, 19 ноя - РИА Новости. Работа "Яндекса" как внутри компании, так и в общении с прессой строится на принципах открытости, рассказал директор по маркетингу сервисов компании на лекции "Люди и технологии: инновации в нас самих" , которая прошла в РИА Новости в рамках проекта Tech in Media.
Национальные поисковые системы в мире есть лишь у нескольких стран, в частности, у России и Китая. В нашей стране такую систему создала компания "Яндекс", которая начала заниматься технологиями поиска в интернете даже раньше Google. О том, как устроена работа компании, на лекции в РИА Новости рассказал директор по маркетингу сервисов "Яндекса" Андрей Себрант. Прежде всего он объяснил, чем ему не нравится слово "интернет" в термине "интернет-компания", употребляемом по отношению к "Яндексу".
"Последние полгода на разных конгрессах, лекциях и так далее я говорю, что очень не люблю слово "интернет" и стараюсь не использовать термин "интернет-сервисы". Потому что в головах у огромного количества людей произошел понятный слом: для них интернет - это то, что можно посмотреть через Internet Explorer. Незаметно слова веб и интернет стали взаимозаменяемы, что неправда", - сказал Себрант. Он пояснил, что многие сервисы, которые предоставляет "Яндекс" (например, "Яндекс.Пробки"), не имеют отношения к вебу, поэтому "Яндекс" уместнее называть технологической компанией.
ОТ СТАРТАПА ДО КРУПНОЙ КОМПАНИИ
Себрант пришел в "Яндекс", когда там работало около 50 человек, то есть "на стадии зрелого стартапа, который нащупал бизнес-модель и немножко окорпоративился", рассказал эксперт. Сейчас в компании работает 5 тысяч человек. С раннего периода работы компании в ней сохранилась атмосфера открытости. Только если 10 лет назад любой сотрудник мог прийти к гендиректору и обсудить с ним любой вопрос, то сейчас это делается другими технологическими средствами: по любому вопросу можно призвать гендиректора в комментарии к обсуждению во внутренней корпоративной сети. Хотя, признает Себрант, дергать гендиректора по любому вопросу неправильно, поэтому по мере роста компании в ней происходило разделение обязанностей по уровням, а также специализация сотрудников.
Последнее было одним из наиболее болезненных моментов в процессе роста компании, рассказал он. Пока компания была маленькой, программисты занимались в ней всем понемножку, уделяя время разным задачам для всех сервисов "Яндекса". Однако в конце концов руководство компании пришло к выводу, что необходимо "привязывать" программистов к конкретным сервисам. Для многих из них это оказалось психологически тяжело - отказаться от работы со всеми понемногу и переключиться на работу только с одной командой.
В 2006 году компания открыла свой первый удаленный офис в Санкт-Петербурге. Там в то время как раз закрылся офис компании Borland и осталась сложившаяся команда программистов. Понятно было, что эти люди не поедут в Москву, а у "Яндекса" как раз были ресурсы на второй офис. Как отметил Себрант, сотрудники технологической компании не могут работать удаленно, хотя, казалось бы, уж у них-то все самые современные средства связи под рукой. Но на самом деле коллектив, работающий над наукоемкими задачами, так существовать не может, для продуктивной работы людям нужно личное общение.
Сейчас "Яндекс" - одна из двух крупнейших интернет-компаний Европы, второй является еще одна российская компания - Mail.ru. Сфера деятельности компании уже давно выходит далеко за рамки интернет-поиска, на ее счету множество разнообразных проектов и даже сотрудничество с Европейской организацией ядерных исследований - "Яндекс" помогает физикам обрабатывать экспериментальные данные.
"ЯНДЕКС" И СМИ
"Яндекс" - открытая в общении с журналистами компания. Ее сотрудники постоянно ездят на конференции, где им приходится общаться с журналистами, и к каждому сотруднику в такой ситуации пресс-службу, которая бы контролировала этот процесс, не приставишь, пояснил Себрант.
В "Яндексе" право говорить от имени компании имеют все сотрудники, это лишь вопрос того, кто в какой области наиболее компетентен, рассказал Себрант. Он заверил собравшихся, что пресс-служба в компании существует не для цензуры, а лишь для удобства прессы. Она обязательно посоветует наиболее подходящего спикера, если к ней обратиться.
Конечно, излишний упор СМИ на скандалы мешает в работе, отметил эксперт. В то же время изданий или отдельных журналистов, которые могли бы квалифицированно писать о работе таких компаний, как "Яндекс" или Google, не хватает не только в России, но и во всем мире. "С отраслевыми СМИ у нас в области технологий все не очень хорошо", - сказал он.
Однако высокотехнологичному бизнесу профессиональные издания необходимы не менее, чем академические научные журналы для развития науки. Поэтому их отсутствие крупные компании пытаются компенсировать проведением профессиональных конференций.
РИА Новости запустило образовательный проект Tech in Media, чтобы российские журналисты могли повысить свои компетенции в инновационно-венчурной тематике. Интеллектуальным партнером Tech in Media является Российская венчурная компания (РВК). В рамках проекта с октября по ноябрь 2013 года пройдут 10 лекций и мастер-классов, на которых профессиональные журналисты, инвесторы и создатели успешных стартапов расскажут об особенностях рынка инноваций и венчурных инвестиций, о том, как правильно освещать стартапы, как распределяются гранты инновационных фондов, как на российском рынке появляются успешные проекты.