МОСКВА, 26 ноя - Прайм. "Газпром"
По его словам, в континентальной Европе спотовые рынки недостаточно развиты и не могут служить источником адекватных ценовых сигналов. "Принципиальная проблема спотовых рынков – в том, что, хотя на них цена и должна определяться механизмами спроса и предложения, на самом деле они следуют за ценами по долгосрочным контактам, но при этом, в отличие от первых, подвержены резким взлетам и падениям, которые механизмы спотовых площадок не способны нивелировать", - отметил Медведев.
Так, по его словам, было в феврале – цена на споте подскочила до 600 долларов за 1 тысячу кубометров, но газа, который можно было бы приобрести по этой цене, не было физически. Используемая "Газпромом" привязка к нефтепродуктовой корзине основана на принципе отражения в цене газа динамики и колебаний цен топливных альтернатив, актуальных для каждого конкретного рынка, подчеркнул Медведев.
"Мы не против спотовых рынков как таковых, но призываем не преувеличивать их реальное значение и не закрывать глаза на их недостатки", - заключил он.
Ранее многие эксперты высказывали мнения о тенденции потери "Газпромом" доли европейского рынка газа из-за ценовой политики, основанной на долгосрочных контрактах с формулой расчета цены, привязанной к цене корзины нефти и нефтепродуктов, использования принципа "бери или плати", а также усиления конкуренции со стороны поставщиков газа, формирующих свою цену на спотовом рынке. Однако в марте этого года, европейские спотовые цены на газ впервые с 2008 года поднялись выше цен "Газпрома".
В частности, как отмечали эксперты Citi, этот резкий скачок цен показывает, что спотовый рынок исчерпал возможности поставок из других источников, кроме "Газпрома". Хотя баланс спроса и предложения трудно прогнозировать в ближайшей перспективе, позиции "Газпрома" на европейском рынке более прочны, чем предполагает рынок, говорили эксперты.