Компания Efes Rus, российская «дочка» турецкого производителя напитков Anadolu Efes, с 1 января 2014 года остановит свой московский пивоваренный завод, на который приходится около 15% ее мощностей в РФ. Из-за сокращения рынка пива и падения продаж компания была вынуждена сократить издержки и переместить производство на другие площадки, что ранее в РФ уже сделали несколько других концернов.
О том, как Efes планирует в нынешних условиях «регуляторного давления на отрасль» увеличивать продажи, о причинах отказа пивоваров от больших пластиковых бутылок, и о том, каким российский рынок хмельного напитка будет через 10 лет, рассказал в интервью агентству «Прайм» директор по корпоративным отношениям группы Anadolu Efes Салтук Эртоп.
- Почему Efes, которая сегодня входит в четверку крупнейших игроков на пивоваренном рынке РФ, приняла решение закрыть столичный завод? Учитывая, что столичный рынок пива очень емкий, а у вас тут неплохие позиции.
- В течение последних шести лет объем российского рынка пива сократился более чем на 20%, загрузка производственных мощностей снизилась до неприемлемого уровня. Мы не первые среди тех, кто вынужден останавливать производство на одной из своих площадок - некоторые из наших ближайших конкурентов уже сделали это и, вероятно, сокращения производств в отрасли еще продолжатся. Очевидно, что осуществление производства на меньшем количестве заводов с более высокой загрузкой приводит к большей эффективности.
Что же касается снабжения столичного рынка пивом, то могу сказать, что в Москве, в основном, продается продукция, произведенная в других городах, таких как Санкт-Петербург, Клин, Ярославль, Нижний Новгород и так далее. У нас есть прекрасное современное производство в городе Калуга, мощности которого мы также не используем в полном объеме.
- Efes Rus помимо площадки в Москве, которая включает завод по выпуску пива и солодовенный комплекс, владеет еще семью пивоваренными заводами и тремя солодовенными комплекса. Какие дальнейшие варианты оптимизации производства вы сейчас обсуждаете?
- Наше решение было основано на глубоком и всестороннем анализе ситуации. Реализация нашего плана в жизнь может занять немало времени, поэтому говорить о дальнейших шагах в этом направлении пока преждевременно. Пока мы тщательно анализируем все возможные варианты повышения конкурентоспособности. И это все, о чем я могу сейчас открыто сказать.
- Как рынок падает в этом году?
- В этом году рынок уже сократился на 10% по сравнению с прошлым годом.
- Какова степень загруженности производственных мощностей в РФ?
- В целом по отрасли она чуть менее 60%. По компании цифры похожи. Спад начался в период кризиса 2008-2009 годов, затем добавился взрывной рост акцизов 2010 года, за ним последовали запреты на продажу пива в киосках и в ночное время.
- По последним данным, доля компании на российском рынке пива составляла где-то 14%. По итогам года она сократится, увеличится?
- В течение последних двух кварталов наша доля рынка была стабильной - около 14%. Мы не можем делиться своими прогнозами, но наша долгосрочная стратегия направлена на восстановление нашей доли рынка.
- Как планируете восстанавливать свою долю?
- У нас есть несколько стратегий, на которые мы возлагаем надежды по росту нашей компании. Во-первых, у нас мощный портфель брендов, особенно в премиальном и верхнем среднеценовом сегментах, и мы стараемся уделять им больше внимания. Кроме того, так как реклама для нас запрещена, стало более важным развитие единственный доступный вариант коммуникаций с потребителями - в точках продаж, то есть в магазинах.
Во-вторых, мы стремимся увеличить наше присутствие на полках современной розницы - супермаркетов и гипермаркетов. В третьих, мы продолжим развитие продаж через рестораны и бары - на языке пивоваров этот канал называется on-trade. В связи с запретом распития пива на улицах и на продажу этого напитка в ларьках, канал on-trade, мы верим, будет становиться все более важным и приносить все больше объемов продаж.
- То есть вы не ожидаете, что из-за роста цен потребители переключатся на самое дешевое пиво?
- Такого жесткого влияния роста цен на сегментацию мы не замечаем. Потребители переключаются не на более низкие ценовые сегменты, они переходят с пива на более крепкий алкоголь.
- Кстати, об ограничениях. В начале октября пивоваренный союз, в который входит и Efes и другие крупнейшие производители пива в РФ, сообщил, что с 2014 года компании прекращают производство пива в полимерной таре объемом свыше 2,5 литра, а также крепкого пива - в упаковке более двух литров. Такие самоограничения наблюдаются в других странах?
- В целом самоограничения, саморегулирование - это то, что происходит в различных странах, ничего удивительного в этом нет. Для нашей пивоваренной отрасли нормально давать свой ответ на запросы общества и предлагать пути решения социальных проблем, связанных с нашим бизнесом. Пластиковая тара для пива используется во многих странах мира, в том числе и в таких «пивных» странах, как Германия и Чехия. Мы уверены, что наша инициатива предлагает разумный компромисс, отвечающий запросам как общества и регулирующих органов, так и пивной индустрии.
- С 1 июля все крупные пивоваренные предприятия установили, по крайней мере должны были установить, счетчики учета готовой продукции - в соответствии с профильным федеральным законом. Где используется подобный опыт, и насколько он эффективен?
- Счетчиков такой системы на других рынках мы не встречали. Мы не думаем, что эта система эффективна. Она создает только дополнительную бюрократию и дополнительный «бумажный» контроль.
- За последнее время пивовары в РФ столкнулись с немалым количеством ограничений. Усиление регуляторного влияния характерно и для других рынков?
- Не то, чтобы это общая для всех стран тенденция, но есть примеры различных ограничений в отдельных странах. То, что мы наблюдаем в России, это соединение наиболее жестких ограничительных практик из разных стран. Большинство крупнейших стран мира, таких как США, Япония, страны Евросоюза, практикуют умеренное регулирование пивоваренной отрасли. Даже такие страны как Финляндия и Норвегия, которые предъявляют очень строгие требования к алкоголю, разграничивают требования к пиву и к крепким алкогольным напиткам, регулируя пиво гораздо мягче, чем крепкий алкоголь.
- За последние пять лет российский рынок заметно изменился. Вы можете представить, что будет с рынком через 10 лет?
- Десять лет - это очень большой период. Но если нынешняя тенденция продолжится, то мы предполагаем, что пиво через десять лет станет более дорогим, премиальным, товаром. Можно предположить, что произойдет дальнейшая консолидация на рынке, и маленькие производители, которые сейчас существуют по отдельности, начнут, возможно, объединятся между собой, или с более крупными игроками. С точки зрения объемов, я не думаю, что рынок значительно изменится. Возможно, что через несколько лет после наблюдаемого последние годы падения начнется восстановление, медленное восстановление рынка.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.