Рейтинг@Mail.ru
Где учат не сдаваться - 17.12.2013, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Где учат не сдаваться

Читать Прайм в
Дзен Telegram

К 30 годам на жизни человека уже не должен сказываться тот факт, сирота он или нет, говорит заместитель директора центра «Вверх», психолог Анна Ульянова. Это то, чему учат в центре - брать на себя ответственность за свою жизнь. Дети без родителей - горькая история, но она не оставлена вниманием благотворителей, иногда главная драма начинается, когда ребенок вырастает. До 23 лет сироты пользуются многочисленными льготами: пенсия, бесплатный проезд, бесплатный отдых в санаториях, подарки от волонтеров - все это становится привычным. «Бывает, приходишь в московский интернат и понимаешь, что ты уже девятнадцатый у этих ребят за сегодняшний день. Съемки, интервью, заказ подарков спонсорам - их трудно удивить. Но все заканчивается, когда им приходится искать себя за пределами детского дома», - рассказывает Ульянова.

По данным Министерства образования и науки, на конец 2013 года в России насчитывается почти 639 тыс. детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство находятся на воспитании в семьях, но более 104 тыс. пребывают под надзором специальных организаций: домов ребенка (дети остаются там до 3 или 4 лет в зависимости от развития), детских домов, детских домов-школ, школ-интернатов, приютов, медицинских учреждений и др. (форм устройства сирот очень много). Получить хорошее образование этим детям достаточно сложно, а если к тому же по каким-то причинам они оказались выпускниками коррекционных или психоневрологических интернатов, то перед ними откроется совсем немного дверей. Многие из таких ребят выпускаются со знаниями на уровне пятого класса и оказываются в тупике, рассказывают сотрудники «Вверх». Без экзаменов им можно поступить только в колледжи, при этом перечень предлагаемых специальностей ограничен. Часто молодые люди смиряются, перестают учиться, кто-то объединяется в коммуны и живет на деньги арендаторов (в ряде случаев сиротам после 23 лет полагается отдельная однокомнатная квартира по договору безвозмездного или социального найма), кто-то работает, где придется - пределом мечтаний становится место в McDonald's.

«Мы ведем обучение по различным образовательным программам, помогаем подготовиться к получению аттестата за 9 и 11 класс, поступить в колледжи и ВУЗы и учиться в них, выбрать профессию и найти работу», - говорится на сайте «Вверх». Речь о репетиторстве, помощи в социализации и психологической поддержке. Центр помогает тем, кто находит в себе силы не сдаться, и тем, кто, возможно, не знал, что в нем есть такие силы. Не сдаваться - это же навык. Восторг от победы, которая вознаграждает стойкость - если почувствовал его однажды, обретаешь суперсилу, как в кино.

Центру уже 13 лет, он расположен в Вознесенском переулке в Москве - у него 9 комнаток в здании Англиканского собора Святого Андрея в Вознесенском переулке в Москве. Шесть дней в неделю тут обучаются примерно 120 студентов (данные на начало 2012/2013 учебного года, к его завершению примерно каждый десятый перестал посещать занятия), из них 75 пришли из коррекционных интернатов, 32 - из психоневрологических. Средний возраст учеников - 21 год. В коррекционные заведения дети часто попадают по причине педагогической запущенности, это обычные ребята с самыми разными способностями и талантами, настаивают в «Вверх». А вот выходцы из психоневрологических интернатов могут иметь тяжелые медицинские диагнозы, объясняют в центре, чтобы получить жилье и покинуть интернат, им нужно пройти медико-педагогическую комиссию. По итогам 2012/2013 учебного года 5 студентов Вверх» получили аттестаты об основном среднем образовании, 3 успешно сдали ЕГЭ, 9 поступили в колледжи и вузы, 1 «снял» диагноз и получил право самостоятельного проживания (кстати, в истории центра был случай, когда воспитанник психоневрологического интерната поступил в вуз; всего было «снято» 16 диагнозов).

В «Вверх» работают 25 учителей (почти все - школьные преподаватели) и примерно столько же волонтеров, добавьте к этому неисчислимое количество гостей - помощников и просто сочувствующих. ПРАЙМ, который взял под опеку группу из семи ребят, тоже оказался в числе гостей. Любое дело в «Вверх» начинается с распития чая в «офисе» - маленькой комнате, где находится стол директора («бастион, склад, сейф» - под ним лежит все, что есть ценного в организации), эта же комната - учительская и гардероб. В центре шутят, что первые 2 месяца волонтеры обычно проводят за чаем, «пытаясь въехать в сообщество». После чая можно обойти собор и подивиться, как плотно заселены все его комнатки. «Вверх» умудряется совмещать в одном из маленьких помещений кабинет истории (стены завешаны детскими рисунками-комиксами с надписями типа «Эпоха дворцовых переворотов», это называется «изучение истории отечества с помощью свободного ассоциативного рисования») и мастерскую, где скворечники и птичьи кормушки изготавливаются вполне себе в «промышленных» масштабах (Парк имени Горького как-то заказал сразу 100 штук). То ли это действие чая, то ли чего-то еще, но почти сразу начинаешь чувствовать «терапевтический эффект места». Дети узнают про «Вверх» по «сиротскому радио» и тратят в среднем по два часа в день на дорогу из детского дома в центр и обратно. Пока принимаются все желающие, но теснота уже весьма ощутима.

Подопечные ПРАЙМа - красивые и улыбчивые ребята, но в «Вверх» не принято раскрывать личную информацию своих учеников, только если они сами этого не захотят. Историй успеха тут много, но даже о своих достижениях студенты предпочитают говорить анонимно. Например, один из выпускников С. вырос в коррекционном интернате, который он закончил со справкой об образовании, соответствующем 5 классам средней школы. После интерната С. учился на сапожника. В «Вверх» он получил аттестат о среднем образовании, что позволило ему поступить в университет. Еще студентом он стал получать заказы на разработку бизнес-проектов для различных интернет-магазинов, и весьма преуспел в этом деле. В 2013 году С. получил диплом о высшем образовании и продолжает заниматься любимой работой.

Д., еще учась в «Вверх», с помощью его сотрудников нашел работу курьером в крупной юридической фирме. Затем он закончил юридический факультет и сейчас работает юристом в той же компании, где когда-то начинал курьером.

Выпускник К. учится в Институте искусств, несколько лет назад он создал студенческий театр «Школа злословия», в котором все спектакли готовятся силами студентов и выпускников центра. После института К. планирует поступить на режиссерский факультет ВГИКа. Сейчас он снимает свое первое документальное кино.

М., закончив 11 классов в «Вверх», поступил в Институт физкультуры. Этим летом он работал ассистентом судьи на чемпионате мира по легкой атлетике, проходившем в Москве. Сейчас М. мечтает устроиться на работу учителем физкультуры в школу, регулярно ездит волонтером в детский дом для умственно отсталых детей в Псковской области. Недавно он пробежал 42-километровую дистанцию московского марафона.

В., один из самых старших студентов «Вверх», приходил заниматься из закрытого психоневрологического интерната для взрослых. Туда направляются молодые люди и девушки, неспособные к самостоятельному проживанию. Благодаря ежедневному упорству и желанию учиться В. удалось пройти специальную комиссию и доказать, что он может и готов жить самостоятельно, работать и иметь семью. В. прошел спецкурс для повара и планирует работать по специальности. Три года подряд В. ездит поваром в волонтерский лагерь «Вверх», где работает поваром и успешно справляется с готовкой на тридцать человек три раза в день.

Достижения этих молодых людей вызывают огромное уважение. Они вдохновляют - учеников, учителей и тех, кто случайно прикоснулся к этим историям. Если вы почувствуете, что вам не во что и не в кого верить, приходите в «Вверх». Тут учат не сдаваться.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала