Рейтинг@Mail.ru
Говорить, что вся металлургия в плохом состоянии - неправильно - 27.12.2013, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Микрофон для интервьюИнтервью

Говорить, что вся металлургия в плохом состоянии - неправильно

Читать Прайм в
Дзен Telegram

Замедление экономики и снижение спроса на мировых рынках не внушает оптимизма крупным компаниям, вынуждая некоторых из них реструктурировать долги и сокращать инвестпрограммы. Как будут развиваться события в корпоративном секторе в 2014 году и смогут ли проблемные отрасли, в том числе металлургия, выбраться из «долговой ямы», рассказал в интервью агентству «Прайм» зампред правления Росбанка Илья Поляков, возглавляющий блок клиентских отношений и инвестиционного банкинга подразделения Societe Generale CIB по России и СНГ.

- ЦБ фиксирует снижение качества корпоративных кредитных портфелей из-за ухудшения положения компаний в ряде отраслей. По вашим ощущениям, как закончит этот год корпоративный бизнес и что будет в следующем году?

- Основная тенденция последних кварталов - увеличение cost of risk в ритейле. Корпоративное поле было более или менее стабильным в течение всего года, хотя в 3-4 кварталах наметилось ухудшение в некоторых отраслях. Банки более осторожно подходят именно к розничному кредитованию, потому что там быстрыми темпами выросли стоимость рисков и просрочка.

Причина такого развития событий одинакова и для ритейла, и для корпората - это замедление темпов роста экономики. Если помните, прогнозы были около 3-3,5%, а окончательный прогноз - 1,4%. Полагаю, что следующий год тоже будет непростым.

- Тот есть вы видите ухудшение качества корпоративных заемщиков?

- Тенденция замедления экономического роста вылилась в ухудшение качества заемщиков в некоторых отраслях. Здесь уже основное влияние оказывает именно кредитная политика каждого банка, насколько он активно и внимательно смотрел за тем, кому выдавал кредиты. Стратегии банков на следующий год сильно зависят от того, каким для них был 2013 год, видят ли они увеличение стоимости риска в корпоративном портфеле.

Ряд банков уже выступили по поводу роста просрочки именно в корпоративном сегменте. Некоторые игроки не ожидают роста в будущем году и даже допускают снижение, потому что, по сути, сейчас мало кого можно кредитовать с нормальной маржой и стоимостью риска.

Росбанк, будучи частью группы Societe Generale, придерживается взвешенной кредитной политики, что иногда выражалось в том, что мы не могли расти такими быстрыми темпами роста, как наши конкуренты, особенно чисто российские банки.

С другой стороны, в такой период, когда идет увеличение риска, и, соответственно, увеличение резервирования, мы будем выигрывать, потому что в сравнении с другими банками у нас ниже стоимость рисков в корпоративном сегменте по текущему портфелю.

Мы тоже делаем корректировки с точки зрения нашей политики, некоторые секторы находятся под особо пристальным вниманием в связи с замедлением темпов роста экономики, и наши аппетиты риска учитывают это. Мы не особо активны сейчас, например, в кредитовании недвижимости, которую считаем одним из секторов с высокими рисками.

При этом нельзя всех заемщиков проблемных секторов равнять под одну гребенку. В каждом из них есть компании, которые правильно управляют своими долгами. Взять ту же металлургию, там есть компании, которые сейчас находятся в очень сложной ситуации. Но есть компании из той же отрасли, которые грамотно управляли долгом.

В хорошие времена они не закредитовывались, не делали сомнительные приобретения и сейчас занимают прочные позиции. К примеру, НЛМК, который продолжает оставаться компанией с инвестиционным рейтингом и в хорошем финансовом состоянии.

- Но все-таки вы видите в целом по отрасли металлургии? Многие банки уже комментировали эту тему: ВТБ, Сбербанк говорят, что видят рост рисков. У вас есть в портфеле те компаний, которые сейчас на слуху?

- Когда я говорю, что мы кредитуем, я подразумеваю всю группу Societe Generale. Группа является одним из кредиторов «Мечела». Мы объявляли, что участвовали в синдикате международных банков, согласовавших ковенантные каникулы до 2015 года. Компания сейчас переживает непростые времена, но, мы верим, что она обязательно восстановит свои результаты. Наши ожидания связаны с тем, что «Мечел» активно инвестировал в реальные проекты.

К примеру, Эльгинское месторождение, они сами стали строить железную дорогу, не дожидаясь, как многие компании, государственного субсидирования. Это долгосрочный, сильный проект, поэтому мы ожидаем, благоприятного развития ситуации по этому клиенту.

Повторюсь, говоря об этом секторе, важно разделять. Например, у компании Polyus Gold совсем мало долгов. Какие-то подсектора, такие как сталь, сейчас более чувствительны, но говорить, что вся отрасль в плохом состоянии, это совсем неправильно.

- В числе секторов с растущими рисками называлось сельское хозяйство. Есть ли у вас в портфеле кредиты крупным сельскохозяйственным компаниям?

- АПК, сельское хозяйство - исторически очень сложная отрасль с точки зрения соотношения уровня долга к EBITDA, и в свете последних событий это один из самых сложных секторов, мы очень мало в нем присутствуем.

- А машиностроение?

- В машиностроении мы работаем, но опять же - это разносторонний сектор, где каждая компания по-разному себя чувствует.

- Крупнейшие наши банки прогнозируют, что в следующем году рост корпоративного кредитования не превысит 14%. А, по вашим ощущениям, насколько вырастет этот сегмент и за счет чего, потому что Олимпиада уже, по сути, пройдет...

- Будет чемпионат мира по футболу.

- Это тоже еще нескоро. За счет чего будет расти корпоративное кредитование?

- Если кредитование и в самом деле вырастет на 14%, то это не такой плохой результат, так как многие банки уже говорят о том, что у них будет падать корпоративный портфель. Мы ожидаем роста, возможно, такого же значения, хотя его трудно спрогнозировать. У нас нет самоцели вырасти на 14% или на 10%. Наша стратегия заключается в том, чтобы расти прибыльно, не увеличивая сильно cost of risk.

- Вы отслеживаете темпы роста прибыли по крупным заемщикам?

- Если сравнивать 2013 год с 2012-м, то прибыль растет, несмотря на то, что рынок стал сложнее - более агрессивная конкуренция, особенно со стороны госбанков. Это результат мер, которые мы проводили внутри Росбанка, в том числе изменения в менеджменте и стратегии. Мы не кредитуем те компании или отрасли, по которым получим большой cost of risk, потому что несколько таких ошибок могут привести к списанию плохих кредитов, что может испортить хороший год.

В 2013 году у нас выросла прибыльность, но это, я бы сказал, тренд против рынка, потому что усилившаяся борьба за клиентов приводит к снижению рентабельности в корпоративном бизнесе.

- Вы сказали про госбанки. Насколько в действительности велика конкуренция со стороны госбанков и особенно по ставкам насколько они конкурируют с вами?

- Госбанки наши основные конкуренты, с которыми мы каждый день соревнуемся за заемщиков. Мы часто выигрываем эту конкуренцию. В любом случае, для компаний важно диверсифицировать свой заемный портфель. Учитывая наши крупные объемы операций в России, мы можем создавать определенную конкуренцию госбанкам.

- По поводу ставок. По вашей оценке, есть какой-то потенциал снижения ставок для корпоративных компаний с учетом того, что количество качественных заемщиков пока не растет, а банки, наоборот, ужесточают подходы к одобрению кредитных заявок?

- Нелогично, чтобы ставки сейчас уменьшались в условиях растущей стоимости риска для банков. Но существует ситуация, когда за некоторых заемщиков идет такая сильная конкуренция, что они получают деньги по очень низким ставкам.

- Но этих, наверное, эмитентов по пальцам можно пересчитать? С рейтингом на уровне России.

- Я бы сказал с рейтингом «ВВВ-» или «ВВ+». Таких компаний, наверное, порядка 30 в российской экономике, не больше, за них продолжается серьезная борьба. С одной стороны, для них еще возможно какое-то снижение ставок, но, с другой стороны, ниже уже не куда, потому что у банков стоимость фондирования не снижается, а резервы увеличиваются.

- Как вела себя процентная маржа по портфелю кредитов крупным заемщикам в этом году?

- Если мы говорим о наших «голубых фишках», по ним маржа снижалась. Взять, например, «Газпром нефть», мы делали для нее два синдицированных кредита в этом году на пять лет. По первому маржа была LIBOR + 1,75 п.п. и все банкиры кричали: «Ужас, ниже некуда!». Эта ставка стала потом для других первоклассных заемщиков бенчмарком, они говорили: «Я что, хуже «Газпром нефти»? Давайте нам то же самое». Все банки в основном идут навстречу таким клиентам как «Газпром нефть».

Они размышляют так: «Это - важная компания, мы дадим кредит по плохой ставке, но с ними можно получить больше бизнеса, мы где-то выиграем». Но у компании может не хватить бизнеса для большого количества банков. Несмотря на это, буквально осенью они сделали еще один синдикат по еще более низкой марже.

- А следующий год, по вашим оценкам, будет хуже или лучше, все же тоже начнут устанавливать бенчмарки?

- Да, есть определенные опасения, что все будут ожидать давления со стороны «голубых фишек», учитывая, что у них всегда есть опции на разных рынках.

- Правительство объявило о масштабных планах по строительству инфраструктурных проектов, которые требуют инвестиции на сотни миллиардов рублей. Интересны ли такие проекты Росбанку? И можно ли вообще частному банку такой «входной билет» получить?

- Это опять же зависит от самого проекта. Да, инфраструктурные проекты нам интересны, но вопрос, какой проект? Мы частично участвуем в инфраструктурных проектах, занимаемся финансированием экспортных сделок. Один из примеров, где мы играли ведущую роль, - это проект газопровода «Норд стрим».

Там акционерами проекта являлся консорциум компаний. Они использовали проектное финансирование: банки давали кредит на строительство трубы.

- Вы упомянули Чемпионат мира по футболу, который у нас через несколько лет будет проходить. У вас есть интерес к тому, чтобы поучаствовать в строительстве тех же стадионов или инфраструктуры?

- Нам все интересно, но это должно быть реалистично. Если это просто «дайте денег, нам надо построить», мы не пойдем, у нас такого аппетита к риску нет.

- Не могу не спросить про ваши риски на Украину, если ли они вообще у группы? ВТБ и Сбербанк уже озвучивали цифры.

- Я же говорил, мы будем сейчас лучшие результаты показывать, потому что у нас не было таких вложений. У Росбанка на Украине ничего нет, Sosiete Generale, насколько мне известно, там очень аккуратно работали с несколькими «голубыми фишками».

- «Нафтагаз»?

- Нет, больше с металлургией. Там есть нормально работающие компании, например, Ferrexpo, которая имеет листинг в Лондоне и продолжает платить по долгам. Не вся Украина не платит, но я своим коллегам из банков, которые вы назвали, не завидую, с точки зрения просрочек, которые там ожидаются.

Самое сложное помимо проблемы госдолга, что компании закредитованы. Снижение цен на газ, наверное, поможет некоторым отраслям, например, химической, металлургической, но там по некоторым компаниям совсем грустная ситуация, даже снижение цен на газ может не исправить ситуацию.

- Мы с вами обошли как раз химическую отрасль и все, что происходило в последние полгода, связанное с корпоративным и политическим конфликтами. Как-то это затронуло? Есть в вашем портфеле кредиты «Уралкалию»?

- «Уралкалий» - наш клиент. Мы считаем, что с точки зрения кредитного качества компания остается очень сильной. Она имела маржу 70% EBITDA до того, как цены начали снижаться. Но если даже маржа вдвое снизится, все равно у нее будут сильные показатели и долга не так много, поэтому по «Уралкалию» у нас нет опасений.

- А смена акционеров вас не беспокоит?

- Смена акционеров придаст положительный импульс, поэтому надеемся продолжить работу с ними.

- А у вас большие на них риски? Большие кредиты?

- Не такие большие кредиты как у госбанков.

- Инвестиционный банкинг сейчас переживает не лучшие времена. За счет чего вы получаете прибыль в этом сегменте?

- Мы построили объединенную инвестиционную платформу, бизнес ведется совместными усилиями из Москвы, Лондона и Парижа. Благодаря такому тройственному союзу наше инвестбанковское направление добилось серьезного прогресса в этом году. Мы заняли первое среди организаторов еврооблигационных займов металлургических и горнодобывающих компаний и вошли в тройку лидеров после J.P.Morgan и Citi среди международных и российских банков по выпуску евробондов для российских компаний и финансовых институтов. В начале года мы были даже не в десятке.

- За счет чего, вы этого добились, набрали новую команду?

- Усилили команду, плюс «выстрелили» компании, с которыми у нас были близкие отношения. Также мы много добились в сегменте сделок М&А. Мы были финансовым консультантом по ряду крупных сделок - продажи группой ОНЭКСИМ акций Polyus Gold. Сейчас у нас закрывается сделка по продаже «Мечелом» ферросплавных активов.

- Вы сказали, что так случилось, что год был такой плодотворный для таких сделок. А в следующем году, по вашим оценкам, компании продолжат наращивать внешний долг?

- Рост выпусков долларовых еврооблигаций обусловлен тем, что ставки ФРС были настолько низкими, что занимать в долларах на 5-10 лет по фиксированной ставке было выгодно. В этом плане конъюнктура была позитивная, был большой спрос, инвесторы хотели российских бондов, поэтому была очень удачная конъюнктура.

На следующий год перспективы менее понятны, потому что ФРС начала плавно сворачивать программу количественного смягчения. В ожидании ужесточения денежно-кредитной политики США ставки будут расти, что может повысить стоимость заимствований. Возможно, в этих условиях компании отдадут меньше предпочтений евробондам.

- И будут занимать у банков?

- Да, и будут занимать у банков. Есть также рынок рублевых облигаций, который тоже очень активен, можно получить хорошие условия. Поэтому в следующем году ставки все равно будут оставаться низкими, если говорить о среднем сроке на 10 лет. Полагаю, что сделки на рынке долгового капитала будут, но, возможно, не в таком количестве как в 2013 году. На следующий год мы смотрим с оптимизмом.

В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".

Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Подробнее
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала