Феликс Блинов, управляющий директор ЗАО УК «РВМ Капитал»
Конкурентоспособность университетов и их развитие волнует не только вузовское сообщество. Качество подготовки будущих кадров является важным аспектом найма выпускников предприятиями и учреждениями.
В прошедшем году в сфере высшего образования много внимания уделялось развитию университетов и повышению их конкурентоспособности. Но стоит внимательно прислушаться к тому, что в понятие развития вкладывают сами руководители университетов, так сразу становится ясно, что вузовское сообщество по-разному оценивает то, из чего складывается конкурентоспособность. Для кого-то конкурентоспособность университета определяется спросом на образовательные услуги и привлекательностью для абитуриентов. Для другой группы руководителей вузов важными критериями конкурентоспособности является востребованность среди предприятий и учреждений.
Очевидно одно: сколько критериев оценки конкурентоспособности не выделяй, необходима реально работающая стратегия развития вуза, способная обеспечить развитие. Но не все даже ведущие российские вузы готовы к проведению структурных изменений. По мнению Окунева А.Г., проректора по внешним связям Новосибирского государственного университета, ключевой и важной задачей университета должно стать, прежде всего, изменение системы управления, оптимизации структуры административного персонала, привлечение персонала на условиях частичной занятости.
НИУ ВШЭ стал одним из первых вузов, где была разработана стратегия развития. Высокие позиции пока только в российских рейтингах директор программы развития вуза Карелина И.Г. объясняет наличием «дорожной карты», по которой развивается университет. Г-жа Карелина считает, что сейчас, когда перед руководством университетов поставлены задачи развития и повышения эффективности, наиболее актуальной задачей становится развитие сетевого взаимодействия между университетами для обмена лучшими практиками по разработке стратегии и ее реализации.
Стремление к повышению конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг обусловлено желанием обеспечить высокие позиции вуза в специализированных рейтингах. Но так ли очевидны достижения вузов, отмечаемые в рейтингах? К сожалению, не всегда.
В 2013г. Министерство образования и науки выбрало 15 ведущих российских вузов. Из федерального бюджета им выделяется более 1 млрд долларов. На что эти средства будут направлены? К сожалению, ряд руководителей вузов сомневаются, что даже при такой финансовой поддержке их вуз сможет занять высокие позиции и в мировых рейтингах, таких как QS, THE, Шанхайский рейтинг и др.
Региональный директор QS по Центральной Европе и Центральной Азии Зоя Зайцева уверена, что у каждого вуза есть своя миссия. «Не может быть вхождение в рейтинг целью существования вуза». Действительно, позиция в рейтинге - это индикатор успешности университета по многим направлениям деятельности. Каждый из мировых рейтингов создавался под свою цель, и сейчас неверно каждому университету стремиться войти в них. В такой ситуации важно не ставить телегу впереди лошади. Необходимо развивать деятельность в различных направлениях, таких как наука, образование, исследования, работа со студентами оснащение, интернационализация и др.
Заметно, что текущие планы руководства вузов по вхождению в мировые рейтинги направлены на создание имиджа развивающихся вузов. Ведь уже через год тем вузам, которые не войдут в мировые рейтинги, придется покинуть этот проект.
Безусловно, дополнительное финансирование окажет влияние на повышение позиций вузов в рейтингах. Но как это скажется на долгосрочном развитии вузов - зависит от того, будет ли вуз реализовывать свою стратегию развития.
А что делать вузам, которые не получили финансирование или являются узкоспециализированными?
Для узкоспециализированных вузов вхождение в мировые рейтинги является еще более проблематичным. Единственное решение - ориентироваться на те рейтинги, которые релевантны для университета, а вернее той отрасли, для которой готовят студентов, и продолжать осуществлять свое предназначение.
Оставшемуся большинству вузов нужно поддерживать свою деятельность и развиваться за счет создания и формирования фондов целевых капиталов. И именно фонд целевого капитала будет своеобразной лакмусовой бумажкой того, какие учебные заведения наиболее интересны, перспективны и востребованы, ведь, угасающий вуз не будет привлекателен для доноров. Эндаументы будут являться не только механизмом для развития вуза, но и его фактором успешности, элементом престижа, элитарности и принадлежности к сильной, не стоящей на месте структуре.
Использованы материалы Международного Форума Вузов СНГ «Глобальная конкурентоспособность», 27 ноября 2013г., Swissotel, Москва.