МОСКВА, 10 фев - Прайм, Ольга Кирющенко. Счетная палата РФ отмечает отставание в реализации структурной реформы железнодорожного транспорта, говорится в сообщении пресс-службы ведомства.
Коллегия Счетной палаты считает, что проведенные преобразования в отрасли существенно не улучшили эксплуатационные характеристики и техническую оснащенность сети железных дорог.
По мнению контрольного ведомства, сохраняются диспропорции в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта и транспортной обеспеченности регионов. Не решена проблема по созданию механизма безубыточной деятельности в сфере пассажирских пригородных перевозок, значительная часть пригородных пассажирских компаний работает с убытками.
Двухуровневое тарифное регулирование пассажирских пригородных перевозок, при котором государство регулирует тариф за использование инфраструктуры, а субъекты страны - тариф на перевозку пассажиров – требует, по мнению Счетной палаты, совершенствования.
Сеть железнодорожных путей по-прежнему не охватывает всю территорию страны, отмечает контрольное ведомство. В настоящее время 6 субъектов РФ (республика Алтай, республика Тыва, Ненецкий АО, Магаданская область, Чукотский АО, Камчатский край) не имеют железнодорожного сообщения. Еще в 10 субъектах железнодорожная сеть недостаточно развита.
Счетная палата также видит риски потери технологической устойчивости железнодорожного транспорта из-за износа основных фондов, который, по данным Росстата, достиг 65%. При этом изношенность парка грузовых вагонов РЖД к 2011 году составила 58,9%, изношенность парка магистральных грузовых и маневровых локомотивов, по оценке АНО "ИПЕМ" - 81%.
ОТСТАВАНИЕ В ГРАФИКЕ
Как отметила председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, анализ реализации 70 плановых мероприятий показал, что более половины из них выполнены с опозданием до трех лет.
Так, к концу первого этапа (2001 - 2002 годы) не был создан механизм поддержки убыточных видов деятельности, в первую очередь, пассажирских перевозок. Кроме того, не были приняты основополагающие нормативные правовые акты, позволяющие обеспечить приватизацию имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта.
По итогам реализации второго этапа (2003-2005 годы) окончательно не определена целесообразность создания специализированных перевозчиков грузов - транзитных, интермодальных и рефрижераторных. Не были созданы условия для увеличения количества компаний, находящихся в конкурентных отношениях, и осуществляющих перевозки грузов на условиях публичного договора.
В ходе третьего этапа (2006-2010 годы) реформирования не завершено формирование нормативной правовой базы по обеспечению доступа всех заинтересованных пользователей к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта, отмечает Счетная палата.