Коллегия Счётной палаты РФ под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка эффективности использования в 2012 г. и истекшем периоде 2013 г. средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ на выполнение плана мероприятий по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г., в том числе на выполнение мероприятий региональных целевых антинаркотических программ». Мероприятие было проведено параллельно с контрольно-счетными органами Архангельской области, Алтайского края и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. С сообщением выступила заместитель Председателя Счётной палаты Вера Чистова.
Стратегия антинаркотической политики РФ до 2020 г., утвержденная Президентом РФ в 2010 г., определяет государственную систему приоритетов и мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков и профилактику их немедицинского потребления.
В докладе отмечается, что нормотворческая деятельность ФСКН России в 2012 - 2013 гг. способствовала ограничению незаконного оборота наркотиков, благодаря ужесточению мер ответственности за это правонарушение, а также раннему предупреждению незаконного потребления наркотиков и побуждению к лечению от наркозависимости.
В частности, в рамках реализации Стратегии, ФСКН России в 2013 г. разработала и утвердила в Правительстве госпрограмму «Противодействие незаконному обороту наркотиков». Однако, как показало контрольное мероприятие, программа была разработана по отраслевому принципу. В состав участников программы не были включены другие федеральные органы исполнительной власти, обеспечивающие противодействие незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров. Кроме того, показатели госпрограммы не были взаимоувязаны с ожидаемыми результатами реализации Стратегии, которая в свою очередь не содержит конечные индикаторы. «Это не позволяет оценить соответствие указанной госпрограммы Стратегии, а также реализуемость самой Стратегии», - отметила Вера Чистова.
Проверка также показала отсутствие достаточного контроля за исполнением мероприятий Плана по созданию государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков и совершенствованию системы наркологической медицинской помощи и реабилитации больных наркоманией, утвержденного распоряжением Правительства РФ.
«Научно-исследовательский центр ФСКН России» выполнил три мероприятия этого плана исключительно по формальному признаку. Система оценки эффективности мероприятий антинаркотической пропаганды, критерии оценки эффективности деятельности негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги наркозависимым гражданам, а также концепция социальной модернизации как инструмент эффективной антинаркотической политики фактически не разработаны», - подчеркнула Вера Чистова.
Кроме того, в ходе проверки в деятельности ФСКН России и ряда её территориальных органов выявлено финансовых и других нарушений на общую сумму более 1 млрд. руб. В том числе, в учете федерального имущества - на сумму 513,3 млн. руб., в соблюдении принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств - на 93,9 млн. руб., нарушения Бюджетного кодекса РФ - на 55,1 млн. руб.
Заместитель Председателя Счётной палаты отметила, что расходование средств федерального бюджета ФСКН России на реализацию антинаркотической Стратегии осуществлялось в рамках общего финансирования, выделенного на содержание службы. Это 28,4 млрд. руб. за 2012 г. и 36,4 млрд. руб. за 9 месяцев 2013 г. При этом проведенный анализ финансирования территориальных органов ФСКН России показал, что в отдельных случаях первоначально доведенные до них лимиты бюджетных обязательств составляли менее 50%. «Это мешало осуществлять эффективное и качественное планирование при исполнении бюджетных обязательств, и, как следствие, приводило к образованию кредиторской задолженности», - сказала заместитель главы контрольного ведомства. По словам Веры Чистовой, ФСКН России распределяла средства территориальным управлениям только на текущий год, а доведение лимитов бюджетных обязательств на плановый период не производилось.
Органами наркоконтроля также не была обеспечена государственная регистрация права постоянного пользования на 37 земельных участков (51,4 га), права собственности РФ на 87 зданий и помещений (68,4 тыс. кв. метров) и права оперативного управления на 478 зданий и помещений (133 тыс. кв. метров). «Не внесены в реестр федерального имущества сведения об 11% недвижимой государственной собственности, закрепленной за органами ФСКН России, в том числе о 63 земельных участках, 209 зданиях и помещениях», - отметила Вера Чистова.
Она также сообщила, что в ходе проверки установлены нарушения и недостатки при расходовании средств на информационное обеспечение органов наркоконтроля.
По итогам рассмотрения результатов контрольного мероприятия Коллегия Счётной палаты приняла решение направить представление в ФСКН России, а также отчет в Совет Федерации и Госдуму РФ.
Дополнительную информацию можно узнать из нашего видеосюжета: http://www.youtube.com/watch?v=Dk_A1l11DXc&list=UU2sbgK9zttq3YNPv8cEF8RA&feature=c4-overview
Департамент пресс-службы и информации
Счетной палаты Российской Федерации
13 февраля 2014 года