МОСКВА, 24 фев - Прайм, Мила Кузьмич. Пока весь мир наблюдал за триумфом российской сборной на Олимпийских играх в Сочи, министры финансов и главы Центробанков двадцати крупнейших мировых экономик в последние февральские выходные собрались на саммите "финансовой двадцатки" в австралийском Сиднее, чтобы с нового ракурса взглянуть на ситуацию в мировой экономике. Участники встречи решили, что уже через пять лет ВВП всего мира сможет расти на 2% в год быстрее, чем планировалось.
"Если для мировой экономики в следующем году МВФ прогнозирует рост 4%, то в перспективе темп должен возрасти до 6%, что для развивающихся рынков будет означать уже как минимум 7%" - сказал журналистам министр финансов России Антон Силуанов по итогам встреч.
"Поставленная задача выглядит амбициозной. Механизмы ее решения четко не определены. Значительное ускорение экономического роста с текущих уровней может быть достигнуто только при проведении глубоких структурных реформ, с одной стороны, и обеспечении устойчивого роста конечного спроса, с другой", - пояснил он.
Россия пока серьезно отстает даже от среднемировых показателей: официальный прогноз Минэкономразвития по росту ВВП РФ на 2014 год - 2,5% против 1,5% в прошлом году, а по мнению замглавы МЭР Андрея Клепача, и эти ожидания еще придется снизить до 2%, предсказываемых для российской экономики МВФ.
Чтобы догнать лидеров, нужны инвестиции - прежде всего, в инфраструктуру и малый бизнес. "По этим же направлениям работает и российское правительство: одобрены крупные проекты, которые будут финансироваться из ФНБ, создается механизм, стимулирующий кредиты МСБ", - напомнил Силуанов.
СТАВКА НА 2 ТРИЛЛИОНА ДОЛЛАРОВ
"Мы будем осуществлять амбициозную, но реалистичную политику с целью поднять наш коллективный ВВП более чем на 2% выше траектории, которая заложена в наших текущих планах на ближайшие пять лет", - говорится в итоговом коммюнике "финансовой двадцатки". По оценке авторов документа, это принесет мировой экономике дополнительно более двух триллионов долларов, а также позволит в значительной степени решить проблему создания рабочих мест.
"Для достижения этой цели мы будем принимать конкретные действия по всей G20, в том числе по увеличению инвестиций и занятости, расширению торговли и развитию конкуренции", - говорится в заявлении лидеров.
Глава российского Минфина пояснил, что подходы "двадцатки" к политике бюджетных ограничений остаются прежними. "Речь не идет об увеличении мер государственной поддержки при стимулировании экономического роста, речь идет о необходимости институциональных реформ, направленных на то, чтобы частный сектор был более свободен в своих решениях и активнее использовал свои ресурсы наряду с господдержкой и принимаемыми мерами по облегчению доступа бизнеса к инфраструктуре и институтам", - сказал министр.
Не изменилась по итогам австралийских встреч и полярность мировой денежно-кредитной политики. "Постепенное уменьшение зависимости от мягкой денежно-кредитной политики было бы выгодно в среднесрочной перспективе для финансовой стабильности", - полагают участники "двадцатки".
Главы Центробанков по итогам встречи подтвердили приверженность продуманной денежно-кредитной политике, которая будет учитывать макроэкономические показатели и воздействие на глобальную экономику.
ВОЛАТИЛЬНОСТЬ ВЛАСТИ
Решая проблемы глобального роста, финансовые лидеры не прошли мимо проблемы политической нестабильности в отдельных регионах, и в частности - на Украине. "Нужно быть готовым к тому, что реакция рынков на различные политические изменения может иногда приводить к чрезмерной волатильности, что может быть разрушительным для роста", - говорится в итоговом коммюнике "финансовой двадцатки".
"Некоторым странам, где политическая стабильность была подорвана, возможно, потребуется помощь в восстановлении бюджетных резервов", - признают авторы документа.
Возможность выделения Украине кредитных ресурсов МВФ в обмен на структурные реформы обсуждалась на встрече, сообщил российский министр финансов.
"Если украинские власти обратятся к МВФ за помощью, будь то за рекомендациями, финансовой помощью вместе с обсуждением экономических реформ, безусловно, мы готовы к этому", - сказала директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард, отметив, что Украина является членом фонда. Однако, прежде чем обращаться за помощью, Украине придется сформировать легитимные органы власти, которые возьмут на себя ответственность за проведение реформ.
Ранее Украина уже получила кредиты фонда на 3,4 миллиарда долларов, подписавшись под обязательствами внедрить гибкий курс гривны, усилить финансовый сектор, решить проблемы бюджетно-налогового сектора, повысить тарифы на газ и отопление для населения, отказаться от субсидий в энергетике. Однако позже украинские власти сочли требования МВФ слишком жесткими.
В декабре прошлого года президенты Украины и РФ договорились о двухлетнем кредите на 15 миллиардов долларов, три миллиарда из которых уже были получены.
С выделением новых траншей Россия подождет до тех пор, пока не будет сформировано новое правительство Украины, заявил Силуанов. При этом, по его мнению, обращение нового правительства Украины за кредитом к МВФ отвечало бы интересам страны.
СТАНДАРТНЫЙ ОБМЕН
Вопрос о борьбе с уходом от уплаты налогов, который был заявлен в качестве одного из ключевых для австралийского председательства в "двадцатке" не принес неожиданных решений. Стороны договорились продолжать согласование стандартов обмена информацией между налоговыми службами и подтвердили, что такой обмен между членами G20 должен заработать к концу 2015 года.
Эти стандарты были разработаны Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и предполагают, что налоговые органы будут обмениваться информацией о зарубежных доходах своих резидентов в автоматическом режиме, а не по запросу, как в настоящее время. Стандарты затронут счета компаний и физических лиц, размер средств на которых превышает 250 тысяч долларов.
"Мы призываем к скорейшему принятию стандарта на тех юрисдикциях, которые в состоянии сделать это", - говорится в коммюнике "двадцатки". Предполагается, что этот вопрос будет обсуждаться на саммите глав государств "двадцатки" в апреле текущего года.
НЕДОСМОТР КВОТ
Единственная тема, которую пока не удается решить "двадцатке", - вопрос о докапитализации МВФ, которая приведет к более справедливому перераспределению голосов в управлении фондом.
"Мы глубоко сожалеем о том, что реформы квот МВФ, одобренные в 2010 году, еще не вступили в силу, и что 15-й общий пересмотр квот не был завершен к январю 2014 года", - отмечают участники "финансовой двадцатки".
"Наш высший приоритет остается - вопрос о ратификации реформы 2010 года, и мы требуем от американской стороны сделать это до нашей следующей встречи в апреле", - говорится в итоговом коммюнике встречи.
Участники саммита G20 в Сеуле в 2010 году договорились о пересмотре квот в МВФ в пользу развивающихся стран: при этом к январю 2013 года планировалось разработать новую формулу распределения квот, а к январю 2014 года - провести реформу. В результате капитал фонда должен был увеличиться вдвое - с 238,4 миллиардов SDR до 476,8 миллиардов SDR.
"Одобренный в 2010 году пакет реформ МВФ так и не вступил силу: буксует ратификация со стороны Конгресса США", - объяснил глава российского Минфина.
"В настоящий момент МВФ практически исчерпал собственные ресурсы, а существующие программы МВФ фактически финансируются соглашениями о заимствованиях. Такая ситуация не может продолжаться бесконечно, поскольку не соответствует базовому принципу деятельности Фонда о том, что МВФ является финансовой организацией, основанной на квотах", - сказал Силуанов.
"Американские коллеги обещали приложить все усилия для одобрения решений Конгрессом к апрелю" - добавил министр. Квота США дает им право вето в отношении ключевых решений фонда. Ожидалось, что Конгресс США ратифицирует пересмотр квот осенью 2013 года, однако этого не произошло.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.