МОСКВА, 11 мар - РИА Новости. Госдума приняла во вторник в первом чтении правительственный законопроект, который снимает ограничения на вхождение иностранцев в экипажи самолетов российских авиакомпаний.
Как пояснил на пленарном заседании заместитель министра транспорта Сергей Аристов, действующее законодательство позволяет привлекать в состав летного экипажа воздушного судна, которое относится к коммерческой гражданской авиации, только граждан России.
РОСТ АВИАПЕРЕВОЗОК И НЕХВАТКА КАДРОВ
При этом, по его словам, со второй половины 2000-х годов наметился значительный рост перевозок пассажиров авиатранспортом, который в среднем составляет порядка 13-15% в год, в частности в 2013 году - свыше 14%. "Это, соответственно, требует увеличения парка воздушных судов гражданской авиации", - сказал Аристов, отметив, что, как следствие, России требуется ежегодное пополнение летного состава на 1,1-1,2 тысячи человек.
"В целях удовлетворения потребности отрасли летными кадрами был увеличен прием в летные училища, что в целом позволяет обеспечить авиакомпании вторыми пилотами. В частности, против 200 выпускников несколько лет назад мы будем выпускать 600 и до 800 человек в год. Но в то же время дефицит надлежаще подготовленных командиров воздушных судов (КВС) пока не восполнен, что приводит к снижению безопасности полетов", - указал замминистра.
Аристов добавил, что его слова подтверждаются и результатами расследований ряда авиационных происшествий. Основной причиной нехватки КВС остается достаточно длительный срок их подготовки. Так, на самолеты максимальной взлетной массы более 90 тонн на подготовку от второго пилота до командира воздушного судна требуется шесть и более лет. Кроме того, требуется определенный налет. "То есть сегодняшние выпускники еще не скоро смогут сесть в кресло командира воздушного судна", - отметил Аристов.
ИНОСТРАННЫЕ ПИЛОТЫ КАК ВРЕМЕННАЯ МЕРА
По данным авиакомпаний, на конец 2013 года недокомплект КВС составил около 200 человек. Одним из источников пополнения отрасли в ближайшей перспективе подготовленными командирами воздушных судов, по словам Аристова, является привлечение иностранных пилотов.
При этом он подчеркнул, что такая необходимость носит временный характер – до наполнения рынка подготовленными российскими специалистами. Замминистра отметил, что порядок допуска иностранных граждан к замещению должности КВС коммерческой гражданской авиации будет устанавливаться правительством РФ, а "требования к возможным кандидатам устанавливаются достаточно жесткие".
ЖЕСТКО ЛИМИТИРОВАТЬ КВОТЫ
По мнению первого зампреда думского комитета по промышленности Владимира Гутенева, необходимо жестко лимитировать квоты на привлечение иностранцев в качестве командиров воздушных судов. "Это послужит барьером на пути простого найма перевозчиками зарубежных членов экипажей, в том числе и с целью экономии средств на подготовке отечественных летных кадров и необходимости повышения им зарплат", - сказал Гутенев журналистам, комментируя принятие законопроекта.
Он отметил, что нынешняя государственная политика позволила возродиться отечественному авиапрому. "Несмотря на критику в адрес Superjet-100, уже можно с уверенностью сказать, что сейчас количество "сырых" комплектующих и технических решений на отечественном самолете ниже, чем у тех же Boeing 787 Dreamliner или Boeing 777. Уже стала притчей во языцех информация то о перегреве аккумуляторов у этих воздушных судов, то о неполадках в топливной системе и трещинах в силовых элементах", - заявил депутат.
Гутенев убежден, что наращивание объемов собственного производства самолетов и вложение средств в подготовку пилотов позволят и обеспечить безопасность полетов, и не стать "заложниками" у иностранцев.