Коллегия Счётной палаты РФ под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка использования средств федерального бюджета и федеральной собственности при осуществлении в 2011-2012 гг. и истекшем периоде 2013 г. территориальными органами и подведомственными учреждениями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору контрольных и надзорных функций в установленной сфере деятельности». Проверка была проведена в отношении Ростехнадзора, а также его Волжско-Окского и Нижне-Волжского управлений. С сообщением выступил аудитор Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.
Аудитор сообщил, территориальными органами Ростехнадзора на момент завершения проверки были допущены потери доходов бюджетов бюджетной системы, факты неэффективного использования средств федерального бюджета и иные финансовые нарушения на общую сумму 2,2 млрд. руб.
Так, потери за невзимание госпошлины за выдачу аттестатов в области промышленной безопасности составили 1,035 млрд. руб. (586,1 млн. руб. за 2011-2012 гг. и 449 млн. руб. за 2010 г.). Согласно закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая такой объект, обязана обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности. За выдачу аттестата, подтверждающего уровень квалификации в области промышленной безопасности, необходимо заплатить госпошлину в федеральный бюджет в размере 800 руб. Однако в нарушение указанных норм Ростехнадзор письмом от 4 февраля 2010 г. дал указание подведомственным территориальным органам проводить аттестацию без взимания госпошлины. «Полномочия по взиманию данной госпошлины были предоставлены Ростехнадзору согласно закону еще в декабре 2009 г. Тем не менее, служба начала взимать ее только с 1 июля 2012 г., что привело к соответствующим потерям бюджета», - отметил аудитор.
В период с 2004 г. по 30 сентября 2010 г. Ростехнадзор осуществлял функции главного администратора доходов по оплате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), наделив свои территориальные органы функциями администраторов доходов по оплате. Ненадлежащая организация территориальными органами претензионной работы с дебиторами, а также непринятие необходимых мер по взысканию задолжности в судебном порядке привели к тому, что на 1 января 2011 г. дебиторская задолжность по оплате за НВОС составляла 4,3 млрд. рублей, что повлекло за собой существенное нарушение охраняемых интересов государства по обеспечению пополнения доходной части бюджетов за счет неналоговых доходов. С 30 сентября 2010 г. функции по администрированию платы за НВОС переданы Росприроднадзору, однако в связи с отсутствием у территориальных органов Ростехнадзора части актов сверки расчетов с плательщиками и отказом территориальных органов Росприроднадзора принимать дебиторскую задолжность без документального подтверждения процесс передачи затянулся на два года, в течение которых претензионная и исковая работа по взысканию задолжности Ростехнадзором не проводилась. В ходе необоснованно длительного процесса передачи задолжности значительная часть должников была объявлена банкротами, часть - исключена из ЕГРЮЛ, по части - истекли сроки исковой давности. В результате территориальные органы Ростехнадзора из общего объема дебиторской задолжности в 2011-2012 гг. на баланс территориальных органов Росприроднадзора передали только 2,3 млрд. рублей (53%). В дальнейшем часть дебиторской задолжности по различным основаниям была списана с баланса территориальных органов Ростехнадзора. В следствие ненадлежащего исполнения Ростехнадзором (его территориальными органами) функций администратора доходов по плате за НВОС потери бюджетов составили 1,16 млрд. рублей.
Кроме того, в проверяемый период с нарушением нормативных правовых актов использовано 13,2 млн. рублей, из которых объем неэффективно использованных средств на транспортные услуги составил 6,8 млн. рублей, иные финансовые нарушения - 6,4 млн. рублей.
По словам Бато-Жаргала Жамбалнимбуева, в 2011-2012 гг. Волжско-Окское управление Ростехнадзора содержало не предусмотренные его организационной структурой подразделения в 29 населенных пунктах, а с 2013 г. - в 31 населенном пункте. «Нагрузка на одного инспектора в этих подразделениях составляла от одной до пяти проверок в год. Средняя нагрузка по управлению составляла 26 проверок в год. Эти говорит о низком уровне внутреннего ведомственного контроля», - отметил аудитор.
Аудитор отметил невысокую результативность проверок Ростехнадзора на особо опасных производственных объектах. «В большинстве случаев предписания, направляемые Волжско-Окским и Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора, не исполнялись», - сказал Бато-Жаргал Жамбалнимбуев. Также территориальные управления при проведении строительного надзора не применяли действенные меры административного воздействия при выявлении серьезных нарушений. «В большинстве случаев дело ограничивалось направлением предписания и наложением административной ответственности на должностных лиц. Административные санкции к юридическим лицам, несмотря на имеющиеся основания, применялись крайне редко», - сказал аудитор.
Коллегия Счётной палаты приняла решение направить представление руководителю Ростехнадзора А. Алешину, информационное письмо заместителю Председателя Правительства РФ А. Дворковичу, обращение в Генеральную прокуратуру, отчеты в Госдуму и Совет Федерации РФ.
Подробности смотрите в нашем видеосюжете: https://www.youtube.com/watch?v=0IIQmFv6Qf8&list=UU2sbgK9zttq3YNPv8cEF8RA
Департамент пресс-службы и информации
Счетной палаты Российской Федерации
13 марта 2014 года