МОСКВА, 17 мар - Прайм. Минфин в конце этой - начале следующей недели представит для общественного обсуждения законопроект о борьбе с офшорами, сообщил замминистра финансов Сергей Шаталов, выступая на налоговой конференции РСПП.
"Думаю, что в конце этой недели - начале следующей мы повесим законопроект на общественное обсуждение, как этого требуют процедуры, и, соответственно, начнется более широкое обсуждение с привлечением бизнеса, чтобы понять, насколько этот законопроект соответствует ожиданиям, которые к нему имеются, насколько он может быть опасен и насколько он решает те задачи, которые на него должны быть возложены", - сказал Шаталов.
При этом он подчеркнул, что не считает офшоры "безусловным злом". "Понятно, что не ставится задача их каким-то образом ликвидировать в ближайшее время, речь идет только о том, чтобы пересмотреть правила, которые существуют сегодня", - уточнил замминистра.
Он заверил, что идеи, сформулированные Минфином, в большинстве случае уже работают в других государствах. "Мы не предполагаем ничего принципиально нового по сравнению с международной практикой, хотя, конечно, будут какие-то свои особенности", - сказал Шаталов.
По его словам, во всем мире в настоящее время меняется отношение к офшорам с точки зрения прозрачности информации о собственниках бизнеса. Именно в этом направлении будут сосредоточены основные усилия российских властей.
НАЙТИ РЕЗИДЕНТА
Первая проблема, которую Минфин попытается решить в законопроекте - определение налогового резидентства. Такое понятие существует в российском законодательстве для физических лиц, но фактически отсутствует для компаний.
В результате российские налоговики при определении налоговых обязательств ориентируются на то, по какому законодательству учреждена компания: если по российскому - то она платит налоги с доходов, полученных во всем мире, а если по зарубежному - то только с доходов, которые идентифицированы как полученные от источников в РФ.
"Это довольно грубое правило", - считает Шаталов, отмечая, что большинство государств в мире рассматривают в качестве своих налоговых резидентов даже те компании, которые учреждены в соответствии с иностранным законодательством, но тесно связаны со своим государством. Основной критерий - откуда управляется компания.
"Такое же правило мы готовы внести в свое законодательство. <...> Конечно, формализовать управление будет непросто, но мы готовы пойти по этому пути ", - сказал Шаталов.
ПОРОГ КОНТРОЛЯ
Второй ключевой момент в законопроекте касается определения контролируемости компании. Согласно документу, граждане и юридические лица, косвенно или прямо владеющие 10% и более уставного капитала иностранной структуры, будут обязаны сообщить об этом в российские налоговые органы.
"Это необязательно имеет какие-то налоговые последствия", - подчеркнул Шаталов. Ключевое значение в данном случае будет иметь факт распределения или нераспределения прибыли этой компанией между собственниками в виде дивидендов. В случае если прибыль таким образом не распределяется, собственникам придется с доходов от компании платить налоги в РФ.
Шаталов сообщил также, что Минфин подготовит "черный список" юрисдикций с льготными режимами налогообложения. Если компания зарегистрирована в такой юрисдикции, ее собственники будут проходить особенно строгий контроль. г
Этот список, по словам Шаталова, будет несколько шире, чем тот, который существует у Минфина в настоящее время для определения уровня налогообложения дивидендов иностранных компаний.
СКОВАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕПЬЮ
При этом Шаталов признал, что конечный собственник может быть спрятан в длинной цепочке владения активом. "Если цепочки возникают на территории России и длятся долго, скажем, по территории России, если это сложная система владения контролируемыми иностранными компаниями - важно поставить и границу где-то: смотреть на всех собственников или ограничиться последними, которые стоят перед границей", - добавил Шаталов.
Вместе с тем, Шаталов признал, что "все эти законопроекты могут представлять лишь теоретический интерес в том случае, если не будет должного налогового администрирования, в том случае, если Россия и российские налоговые органы не будут обладать достаточной информацией о том, каким образом структурируется бизнес".
Таким образом, по его словам, ключевое значение для реализации этих мер приобретают вопросы обмена налоговой информацией. "Самый важный, на мой взгляд, шаг состоит в том, что мы очень рассчитываем наконец ратифицировать Конвенцию ОЭСР 1988 года, к которой мы присоединились еще в 2012 году о взаимной помощи в налоговом администрировании", - подчеркнул замминистра.