Совет директоров ОАО «Газпром» принял к сведению информацию о конкурентной борьбе на внутреннем рынке.
Было отмечено, что развитие в России полноценного конкурентного рынка газа соответствует интересам российских потребителей и духу государственной энергетической политики. Здоровая конкуренция между производителями является важным элементом создания, в первую очередь, экономических условий для надежного газоснабжения потребителей. «Газпром» последовательно отстаивает позицию, направленную на формирование равных условий для всех без исключения участников российского газового рынка.
Действующая модель газового рынка имеет ряд фундаментальных проблем, препятствующих дальнейшему развитию конкуренции: высокая доля регулируемого сектора газового рынка, экономически необоснованный уровень оптовых цен и перекрестное субсидирование в ценах на газ для регионов.
На отечественном рынке регулируемый государством сектор существенно превалирует над нерегулируемым, что блокирует действие рыночных ценообразующих факторов на основе спроса и предложения. В общем объеме газа, который поставляется на внутренний рынок по Единой системе газоснабжения, доля «Газпрома» в 2013 году составила 72%, доля независимых производителей газа - 28%. При этом оптовые цены на газ, который реализует «Газпром», устанавливаются государством, в то время как остальные участники рынка продают газ по свободным ценам.
Перекрестное субсидирование в ценах на газ для различных регионов РФ создает дополнительные препятствия развитию конкуренции. Существующая тарифная политика предполагает, что «Газпром» компенсирует убытки, возникающие при поставках газа в удаленные от мест добычи регионы, за счет более высокого дохода от продажи газа потребителям, близко расположенным к газовым промыслам.
Однако на практике данные регионы заняты независимыми производителями, которые, в отличие от «Газпрома», могут предоставлять потребителям более гибкие условия поставок газа. Свое преимущество независимые производители используют в основном в отношении крупных и стабильных потребителей, расположенных на близком расстоянии от основных мест добычи газа, что обеспечивает производителям газа наиболее высокий доход.
Такая ситуация приводит к перекосам на газовом рынке, а в отдельных случаях сводит на нет само понятие конкуренции. Так, на сегодняшний день независимые организации практически полностью обеспечивают газом потребителей Костромской, Свердловской и Челябинской областей, а также занимают большую долю в поставках в Пермский край (79%), Ханты-Мансийский автономный округ (72%), на юг Тюменской области (77,1%) и в Новосибирскую область (68%). Но они не заинтересованы в снабжении газом потребителей в целом ряде регионов Центрального, Северо-Западного и Южного федеральных округов, значительно удаленных от основных добывающих мощностей.
«Газпром» не боится конкуренции и считает, что настоящая конкурентная борьба за потребителя и в интересах потребителя может быть только при создании равных возможностей для всех участников рынка с одновременным запуском организованных торгов газом в России и внедрением системы коммерческой балансировки газа.
Компания ведет постоянную работу с федеральными органами власти по совершенствованию существующих подходов к государственному регулированию. Компания считает необходимым обеспечение равной доходности поставок газа в различные регионы. Кроме того, направлены предложения по переходу к регулированию цен и тарифов в газовой отрасли на базе обоснованных затрат и учета в оптовой цене экономически обоснованного норматива прибыли.
Правлению поручено продолжить работу по повышению конкурентоспособности «Газпрома» на внутреннем рынке.
Справка
В настоящее время российский рынок газа состоит из регулируемого и нерегулируемого секторов. ОАО «Газпром» является практически единственным поставщиком в регулируемом секторе рынка. Из всех видов топливных ресурсов государственному регулированию подлежат только цены на природный газ, добываемый компаниями Группы «Газпром» и поставляемый российским потребителям.
Регулируемые оптовые цены на газ устанавливаются и пересматриваются Федеральной службой по тарифам в соответствии с параметрами Прогноза социально-экономического развития РФ, разрабатываемого Министерством экономического развития РФ.
УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ОАО «ГАЗПРОМ»