29 мая. (Dow Jones). Повышение налога с продаж в Японии начинает негативно сказываться на потреблении: розничные продажи в апреле сократились на 13,7% по сравнению с мартом. Это было самое большое падение с 2002 года, когда начали рассчитываться такие данные.
Согласно опубликованным в четверг данным правительства Японии, сокращение произошло во многих секторах, но больше других пострадали продажи потребительских товаров длительного пользования, таких как автомобили, телевизоры, холодильники и кондиционеры.
Также резко сократились продажи дорогостоящих товаров, таких как дизайнерская одежда, и товаров среднесрочного пользования, например, шампуней и косметических средств. Продажи долго хранящихся продуктов питания и напитков тоже резко уменьшились.
Ожидалось, что в результате повышения налога с продаж с 1 апреля до 8% с 5% произойдет некоторое сокращение потребления, "но масштаб этого сокращения несколько превысил ожидания", считает экономист J.P. Morgan Масамити Адати. "Из этого можно сделать вывод о том, что базовый импульс потребления стал несколько слабее", чем был в 1997 году, когда в предыдущий раз был повышен налог с продаж.
Полных данных за май пока нет, но, по предварительным данным правительства, за первую и третью неделю месяца сокращение продаж бытовой техники составило более 20% по сравнению с теми же периодами прошлого года. Согласно этим данным, продажи продовольственных товаров и напитков в мае сокращались каждую неделю.
"Воздействие повышения налога с продаж продолжает отражаться на потреблении в мае", - сказал один из правительственных чиновников.
По сравнению с таким же периодом прошлого года розничные продажи в апреле сократились всего на 4,4%, и это говорит о том, что общий уровень потребления не так уж низок. Падение по сравнению с предыдущим месяцем оказалось столь значительным, поскольку перед повышением налога с продаж потребители активно делали покупки.
По оценке Capital Economics, даже если объем продаж в мае и в июне в основном не изменится, сокращение частного потребления может отнять от ВВП 2,5 процентного пункта.
Согласно среднему прогнозу экономистов, во 2-м квартале по сравнению с 1-м кварталом ВВП сократится на 3,8%, а сокращение в 3-м квартале составит 2,3%. В 1-м квартале рост ВВП в годовом исчислении составил 5,9%.
"Есть ряд причин, по которым слабость расходов потребителей будет краткосрочным явлением", - говорят в Capital Economics, упоминая, в частности, стабильный обменный курс иены, который будет сдерживать рост цен на импортные товары, а также продолжающийся рост занятости.
В прошлом изменения ставки налога с продаж в Японии по-разному воздействовали на частное потребление. Когда в апреле 1989 года был введен налог с продаж на уровне 3%, потребление в том же месяце выросло на 3% по сравнению с такими же периодом прошлого года. Но при повышении налога до 5% в апреле 1997 года потребление сократилось на 3,8%.
Не вызывает удивления тот факт, что больнее всего повышение налога сказывается на продажах дорогостоящих товаров. В апреле продажи в универмагах Японии упали на 10,6% по сравнению с апрелем прошлого года, и это было самое большое падение с марта 2011 года, когда страна пережила сильное землетрясение, цунами и аварию на АЭС. Сейчас продажи в супермаркетах сократились всего на 3,9%, а в небольших магазинах, где продают товары повседневного спроса, они даже выросли на 4,2%.
Экономист Nomura Кохеи Окадзаки считает, что, судя по этим данным, экономика Японии сильно не замедлится в результате повышения налога, а во 2-м квартале она даже оживится.
"Устойчивая розничная торговля отражает базовую силу настроений потребителей, крепнущую на фоне роста фондового рынка и занятости, а также ожиданий результатов программы экономических реформ премьер-министра Синдзо Абэ", - сказал он.