МОСКВА, 24 июня. /ПРАЙМ/. Минфин и Минэнерго РФ согласовали новые параметры налогового маневра в нефтяной отрасли, сообщили газете "Ведомости" три федеральных чиновника, участвовавших в обсуждениях.
С весны в правительстве готовится налоговая реформа - резкое снижение пошлин на экспорт нефти /примерно до уровня Казахстана - 80 долларов за тонну, сейчас в России - 385 долларов за тонну/ и компенсаторно резкое повышение налога на добычу полезных ископаемых /НДПИ/. В начале июня Минфин и Минэнерго согласовали параметры маневра, но на очередном совещании вице-премьер Аркадий Дворкович поручил министерствам скорректировать параметры маневра, чтобы не обрушить маржу в нефтепереработке.
По данным газеты, по предыдущему сценарию маневр был рассчитан на четыре года, по новому - на три. Он более выгоден для нефтегазовых компаний и приведет к выпадению доходов бюджета.
Пошлины на сырую нефть и НДПИ в новой версии почти такие же, как и в старой, и снижаются почти с той же скоростью. Но гораздо резче в 2015 году снижаются пошлины на нефтепродукты - это и даст выигрыш НПЗ, уверены чиновники. Экспортная пошлина на все светлые нефтепродукты по первой, четырехлетней, версии снижалась в конце маневра /в 2018 году/ до 26 проц, а по новой версии, т.е. за три года, - до 30 проц, сообщает чиновник, но пошлину на дизельное топливо предполагалось уменьшать в 2015, 2016 и 2017 годах до 52, 44 и 33 проц соответственно /сейчас ставка 65 проц/; а будет 48, 40 и 30 проц. Заградительную /90 проц/ пошлину на бензин планировалось снижать в 2015, 2016 и 2017 годах до 86, 65 и 50 проц, а теперь будет 78, 61 и 30 проц. Нефтепереработку поддержат еще и сильным снижением акцизов.
По прежней версии правительства, по завершении налогового маневра средняя маржа в отрасли снижалась с 55 долларов за тонну до 22 долларов, по новой - до 30 долларов, указывает чиновник, знакомый с расчетами: это неплохой компромисс. Правда, только у компаний, которые успеют завершить модернизацию и довести глубину переработки примерно до 80 проц; а при глубине переработки примерно в 70 проц маржа будет по-прежнему падать до 20-15 долларов, отметил он.
Бюджету за такую уступку придется заплатить. Первая проблема - дополнительные доходы, которые должны были бы поступить от 100-проц пошлины на мазут, снизятся: в бюджет придет не 250 млрд рублей, а, возможно, на 100 млрд меньше, оценивает один из чиновников. По новому сценарию Минфин планирует повышать пошлины на темные нефтепродукты постепенно /до 100 проц к 2017 году/, но появятся выпадающие доходы от резкого снижения акцизов и пошлин на светлые нефтепродукты.
Вторая проблема - кассовый разрыв в бюджете, сниженные пошлины начнут поступать на месяц раньше, чем повышенный НДПИ. Проблема будет только в 2015 году, но кассовые потери будут значительны - сумма может достичь 200 млрд рублей, утверждают два федеральных чиновника, участвующих в обсуждениях маневра.