Европейский рынок акций и, в частности, его банковский сегмент вновь оказались под давлением из-за опасений по поводу самочувствия отдельных элементов европейской банковской системы.
На прошлой неделе опасения в отношении прибыли и состояния баланса австрийского банка Erste привели к падению его рыночной капитализации на 13%.
На протяжении многих лет австрийские банки для облегчения доступа заемщиков к ипотечному кредитованию активно выдавали кредиты в иностранной валюте, в основном в швейцарских франках. Но стоимость ипотечного долга в национальной валюте уменьшается лишь в том случае, если происходит ослабление валюты кредита. Если же последняя, напротив, укрепляется, то стоимость ипотечного долга в национальной валюте растет, что создает проблемы для заемщиков. У некоторых банков могут быть прописаны условия, по которым в случае неблагоприятного изменения курса кредит с целью защиты заемщика переводится в национальную валюту.
Насколько строго австрийские банки следовали принципам рискменеджмента, сказать сложно, и не исключено, что у многих из них в результате образовались значительные нереализованные убытки (notional losses) по кредитам.
На этой неделе стало известно о финансовых проблемах португальского банка Espirito Santo; эти новости привели к снижению котировок акций и других европейских банков.
Говорить о том, что трудности Espirito Santo носят сугубо локальный характер и в общеевропейском контексте особого значения не имеют, было бы преждевременно. В настоящее время ЕЦБ проводит проверку качества банковских активов, и банкам, чтобы получить от регулятора «зеленый свет», приходится приводить в порядок свои балансы.
В этой связи велика вероятность, что в ближайшие месяцы мы станем свидетелями не одной подобной истории раскрытия ранее замалчивавшихся реальных уровней просроченных кредитов. В каком-то смысле с тех пор как в Европе в 2010 году разразился долговой и банковский кризис, в том что касается необходимой рекапитализации и реструктуризации европейские банки были предоставлены сами себе
Чтобы уменьшить тяжесть проблем с фондированием, ЕЦБ предоставил европейским банкам доступ к необходимой ликвидности. Такой шаг выглядит совершенно логично, особенно учитывая неэффективность трансмиссионного механизма монетарной политики, которую признает и сам европейский центробанк.
Это способствовало увеличению различий в стоимости заимствований между странами еврозоны, а целенаправленное сокращение долговой нагрузки, предпринятое европейскими банками, привело к уменьшению кредитования частного сектора и негативно повлияло на процесс восстановления экономики.
Действия ЕЦБ также способствовали увеличению банками вложений в локальные гособлигации, что в конечном счете стало источником дополнительного давления на их балансы. Банки еврозоны и сейчас опосредованно проводят количественное смягчение, которое ЕЦБ напрямую не может осуществлять в силу действующего законодательства. Проще говоря, ЕЦБ предоставляет банкам дешевое фондирование, а те, в свою очередь, покупают внутренние суверенные облигации.
Эти операции carry trade банкам весьма помогают, поскольку доходность облигаций стран еврозоны резко упала - в некоторых случаях до минимумов за несколько столетий. Снижение доходности облигаций с фундаментальной точки зрения отражает замедление инфляции в еврозоне (в некоторых случаях - дефляцию), а также неустойчивое восстановление экономики, что подтверждается опубликованными на неделе слабыми показателями промышленного производства в Германии, Италии и Франции.
Вместе с тем, банки еврозоны берут на себя риски неблагоприятных изменений в доходности облигаций, при этом давление на балансовые показатели может заставить их зафиксировать прибыль по своим текущим активам. Спреды по облигациям периферийных стран еврозоны, довольно долго остававшиеся узкими, на этой неделе начали увеличиваться. После Японии самые большие позиции на рынке внутреннего суверенного долга среди всех национальных банковских систем занимают итальянские банки.
Итак, наблюдаем ли мы «кризис еврозоны, часть 2»? Мы безусловно должны быть готовы к риску более широкого давления, хотя активы тех же португальских банков составляют лишь 500 млрд евро (около 1.5% общей стоимости активов в еврозоне), а доля иностранных инвесторов на рынке суверенных облигаций страны относительно невелика. Европейские фондовые рынки, по-видимому, оправились сегодня утром после вчерашнего падения.
Но то же самое говорили о Таиланде в 1998 году, когда относительно незначительные события в маленькой стране переросли в масштабный кризис всего азиатского рынка. То же самое относится и к роли Греции в кризисе еврозоны. Ситуация в этих странах зачастую служит ранним предупреждением о надвигающемся кризисе.
Вывод заключается в том, что банкам еврозоны необходима реструктуризация и рекапитализация, с чем они совсем не спешат. Чем дольше идет этот процесс, тем выше риск формирования банковской системы - «зомби», постоянно генерирующей проблемные кредиты, которые в свою очередь подталкивают к образованию «зомби»-экономики.
В еврозоне ключевая роль в обеспечении устойчивого экономического восстановления принадлежит именно банковской системе. Однако, как недавно отметил БМР, долг в системе слишком большой, и с начала финансового кризиса он лишь увеличился.
В еврозоне государственный долг относительно ВВП продолжает расти и во многих случаях превышает 100% - это означает, что долг движется в зону неустойчивости. Ситуацию усугубляет отсутствие признаков экономического роста, которое с арифметической точки зрения означает, что на практике размер ВВП еврозоны недостаточен для снижения долговой нагрузки.
Причем высокий и растущий уровень долга характерен не только для госбюджетов: по наблюдению МВФ, корпоративный сектор еврозоны также имеет сильно избыточную долговую нагрузку. Уровень задолженности населения различается - если в Германии он относительно невелик, то в таких странах, как Испания и Португалия, долговая нагрузка на домохозяйства выше.
С точки зрения государственной политики очевидно, что неопределенность в отношении состояния банковской системы еврозоны не влияет на решения ЕЦБ относительно стимулирующей монетарной политики. Еще до появления нынешних проблем в банковском секторе ЕЦБ выражал готовность продолжать текущий политический курс и прибегать к нетрадиционным мерам для оказания дополнительной поддержки банковской системе.
Однако в случае возникновения банковского кризиса основная проблема будет заключаться не столько в ликвидности, сколько в платежеспособности банков.
Правительства многих стран еврозоны попросту не могут позволить себе расходы на очередную антикризисную поддержку банковского сектора. Власти Германии, дабы профинансировать такую поддержку и в то же время ослабить нагрузку на налогоплательщиков, планируют частично задействовать средства держателей банковских облигаций.
С политической точки зрения неминуемо возникает вопрос о том, как в целом будут распределяться расходы на спасение банков. Германские налогоплательщики не согласны оплачивать антикризисную поддержку банков за пределами их страны. На самом деле, согласно официальной позиции, озвучиваемой канцлером Ангелой Меркель, Германия выступает не только против общего бюджетного союза, но и против банковского союза, предполагающего совместную ответственность его членов. Для Германии это означает усиление надзорного и регулирующего давления, которое ближе к концу нынешнего года должно войти в перечень функций ЕЦБ.
Что касается США, ФРС с готовностью организует неограниченные операции свопов. Напомним, ранее в силу международного характера их бизнеса банки еврозоны испытывали потребность в долларовом фондировании, что периодически приводило к дефициту средств. В случае поддержки со стороны ФРС повторение проблем с финансированием уже маловероятно.
Конечно, если в еврозоне возникнет еще более серьезный банковский кризис, для Джанет Йеллен это послужит поводом продолжить стимулирующую политику. В случае проблем в банковской системе еврозоны повышение процентных ставок в США предприниматься, скорее всего, не будет, хотя на американских банках эти проблемы могут вообще никак не отразиться.
В настоящее время банки США находятся в значительно лучшем состоянии по сравнению с банками еврозоны, и, возможно, ЕЦБ стоило бы последовать опыту американских властей по устранению банковского кризиса, искоренив порочную взаимозависимость между банками и суверенным долгом.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.