Рейтинг@Mail.ru
Экономика России: насколько уязвим потребительский тренд? - 04.09.2014, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%АналитикаЭкономика

Экономика России: насколько уязвим потребительский тренд?

Читать Прайм в
Дзен Telegram

Замедление роста розничной торговли до 0,7-1,1% г/г в июне-июле вызывает вопросы. Потребление считается наименее уязвимым компонентом российской модели роста и являлось единственным источником роста в 2013 г. Однако если с 2013 г. до мая 2014 г. розничная торговля устойчиво росла на 3-4% г/г, то в июне-июле ее рост резко замедлился до 0,7-1,1% г/г. В итоге возник вопрос, является ли замедление разовым явлением после всплеска потребительских расходов на фоне финансовой нестабильности 1К14 или же отражает структурную слабость.

Структура роста потребления неоднородна. Анализ структуры роста потребления показывает неоднородную картину. В России с начала года действительно происходил спад (1) продаж автомобилей; (2) международного туризма; и (3) даже потребления продуктов питания в 2К14. Однако снижение роста в продовольственном сегменте отражает спад продаж алкогольной продукции из-за повышения внутренних акцизов на алкоголь, тогда как спад в международном туризме связан с ограничениями на выезд заграницу отдельных категорий госслужащих, а не со снижением уровня жизни. Тем не менее, действительно настораживает слабость потребления в непродуктовом сегменте, в частности снижение продаж автомобилей, а также бытовой техники и электроники.

Правительство резко понизило прогноз роста розничной торговли - до 0,6% на 2015 г. Правительство, судя по всему, настроено негативно. Хотя официальный прогноз роста розничной торговли на 1,9% на этот год не изменился, прогноз на 2015 г. понижен с 2,1% до 0,6%, оказывая давление на прогноз рынка, который составляет примерно 3%.

Инфляция и индексация зарплат пока на руку потреблению. Наш взгляд более оптимистичен. Поводом к такому оптимизму служит инфляция, которая сохранится высокой на протяжении 2015 г. Мы повысили наш прогноз по инфляции до 7,8% на 2014 г. и до 8,0% - на 2015 г. и не исключаем, что к середине 2015 г. инфляция может достичь 10% г/г. На наш взгляд, это поддержит потребление, подталкивая правительство к выполнению своих социальных обязательств по индексации зарплат госсектора на уровне 10-15% в год.

Располагаемые доходы под давлением: замедление роста депозитов снижает процентные доходы на 100 млрд руб. в год; повышение ставки на 2,5 п. п. увеличивает процентные расходы на 300 млрд руб. в год. В то же время новая угроза потреблению сейчас исходит из финансового сектора. Рост розничных депозитов в этом году замедлился до 8% г/г с 20% в 2012-2013 гг., отражая бегство населения из банков в недвижимость. Это означает, что домохозяйства недополучат 100 млрд руб. процентного дохода ежегодно. Повышение ставки на 2,5 п. п. обойдется примерно в 300 млрд руб. ежегодно в форме дополнительных расходов на обслуживания долга. Единственный позитивный фактор связан с тем, что основной шок, вызванный повышением ставки, судя по всему, уже позади; едва ли ставка повысится более чем на 100 б. п. с текущего уровня к середине 2015 г.

Наш прогноз роста розничной торговли составляет 2% на 2014 г. и 1,5% - на 2015 г. Мы понизили прогноз роста розничной торговли до 2,0% на этот год и до 1,5% - на следующий. При этом последствия для роста ВВП весьма умеренные: теперь прогноз роста составляет 0,8% на 2014 г. и 1,0% - на 2015 год. Поддержку росту окажут инвестиции, рост которых будет выше наших прежних ожиданий; однако сыграть на этом росте становится все сложнее, так как он будет профинансирован госсектором. В этой ситуации ключевым моментом является способность сохранить курс на инфляционное таргетирование. Если умеренное ускорение инфляции и может поддержать потребление, превышение нашего прогноза в 8% г/г (который и так выше консенсуса), будет уже вредно для потребительского тренда.

В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".

Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Подробнее
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала