НОВОСИБИРСК: 4 окт - ПРАЙМ. Специалисты Сибирского государственного университета путей сообщения /СГУПС/ разработали программно-аппаратный комплекс, который позволяет оперативно диагностировать состояние железнодорожный путей и фиксировать повреждения, сообщил инженер научно-исследовательской лаборатории "Путеиспытательная" СГУПС Павел Труханов.
"Программно-аппаратный комплекс представляет собой тележку на рельсовом ходу с комплектом устройств для определения параметров рельсовой колеи и ее расположения в пространстве. Она оснащена блоком гироскопов и специальным датчиком пути, который ставится на рельсы и определяет неровности поверхности рельса", - рассказал Труханов.
Он пояснил, что система способна фиксировать не только неровности рельсов, но и их положение, отмечая места, где пути деформировались и находятся выше или ниже нормального уровня. Дополнительно тележку можно оснастить GPS-приемником, чтобы фиксировать на карте места, где обнаружены неисправности, а также сканерами, которые позволяют построить 3D-модель железной дороги.
По словам собеседника, сегодня для этих целей используются специальные железнодорожные машины, которые нужно специально выпускать на рельсы, освобождая дорогу от проходящих поездов. Разработка СГУПС, во-первых намного дешевле - комплекс стоит около 1 млн рублей, во-вторых - удобнее в эксплуатации.
"Мы можем просто в интервале между двумя поездами - 10-15 минут - на рельсы поставить тележку, проехать 200, 500, 1000 метров и все нужные данные получить", - рассказал инженер.
Он отметил, что разработка уже используется на железных дорогах Сибири. В СГУПС обращаются и промышленные предприятия, которые располагают собственными железнодорожными путями. "К нам обращаются в университет для составления технического паспорта, после схода вагона с пути или еще каких-то проблем. Мы можем выявить причины и выдать необходимую документацию", - пояснил Труханов.
Технические неисправности железнодорожных путей в России регулярно приводят к сходу с рельс поездов. Аварии причиняют значительный ущерб инфраструктуре разрушая сотни метров путей и контактной сети. В случае с пассажирскими поездами происшествия приводят и к большому количеству пострадавших -так, например, в 2013 году в Краснодарском крае из-за деформировавшихся от жары рельсов под откос упали пять вагонов поезда "Новосибирск-Адлер", травмы получили более 100 человек.