В сентябре на динамике сектора сказались резкие колебания курса рубля. Валютный курс полностью ответственен за рост розничных депозитов, составивший 0,2% месяц к месяцу. Так, в сентябре рублевые депозиты сократились на 0,4% относительно августа, в то время как валютные выросли в рублях на 2,4%. С поправкой на курсовую разницу объем валютных розничных депозитов упал на 4,0% месяц к месяцу.
Ухудшение динамики розничных депозитов могло быть вызвано двумя основными причинами. Прежде всего, замедление роста реальных располагаемых доходов могло подтолкнуть население к трате сбережений. Это более или менее традиционная модель поведения потребителей: ослабление рубля усиливает инфляционные ожидания, и люди стремятся успеть потратить как можно больше до того, как новый курс будет полностью учтен в ценах. Однако в этот раз снижение объема частных вкладов могло быть спровоцировано и отсутствием доверия к банковской системе, учитывая, что несколько ведущих банков довольно существенно подняли ставки по депозитам, в том числе по валютным. У отдельных достаточно крупных представителей сектора ставка по долларовым депозитам сейчас достигает 7% даже в случае скромных по объему вкладов, которые полностью покрываются обязательным страхованием. Динамика корпоративных депозитов была более здоровой: рост показали как рублевый, так и долларовый сегмент.
В III квартале банки смогли удовлетворить потребности в валюте, мобилизовав внутренние резервы...
Несколько недель назад отечественная экономика предложила аналитикам интересный пазл в виде неожиданно низкого оттока капитала по итогам 3 кв. 2014 г. (13 млрд долл. против 23,7 млрд долл. в предыдущем квартале и 48,6 млрд долл. в 1 кв. 2014 г.), при том что внешний долг России сократился за тот же период на 53 млрд долл. Основной виновник такой необычной ситуации – банковский сектор, получивший 20,8 млрд долл. чистого притока, несмотря на то что банки сократили внешний долг примерно на 17 млрд долл. Положение в нефинансовом секторе было более или менее нормальным: внешний долг снизился на 27 млрд долл. при оттоке капитала в размере 34 млрд долл. По нашему мнению, приток капитала в банковский сектор во многом могут объяснить две статьи баланса, отражающие операции с банками-нерезидентами.
Во-первых, корсчета в банках-нерезидентах снизились на 12,1 млрд долл. с начала июля; во-вторых, кредиты, депозиты и средства, иным образом предоставленные банкам-нерезидентам и номинированные в иностранной валюте, сократились на 18,9 млрд долл. за тот же период. Как результат, иностранные активы российского банковского сектора уменьшились на 32,1 млрд долл. Стоит отметить, что чистая валютная позиция банковского сектора осталась в целом сбалансированной, объем иностранных активов превышает иностранные обязательства примерно на 18 млрд долл. По нашей оценке, обязательства, номинированные в иностранной валюте, снизились в 3 кв. 2014 г. приблизительно на 26 млрд долл., из которых в дополнение к погашению внешнего долга 8 млрд долл. могут относиться к оттоку розничных депозитов (они не влияют на чистые показатели притока/оттока по частному сектору).
…однако к настоящему моменту эти резервы, похоже, почти исчерпаны
Основной вопрос: увидим ли мы такую же картину в 4 кв. 2014 г., когда предстоит погасить еще 47 млрд долл. внешнего долга. Из этой суммы на долю банковского сектора приходится 12 млрд долл. Мы считаем, что банки снова смогут мобилизовать внутренние ресурсы и погасить задолженность, однако банковский сектор столкнется с большими трудностями, если нефинансовый начнет активно выводить из банков валютные депозиты.
Текущий уровень корсчетов в банках-нерезидентах составляет 28,1 млрд долл. Это самое низкое значение с середины 2012 г. Теоретически банки могут продолжать сокращать корсчета, однако потенциал такого сокращения невелик. Кроме того, кредиты, депозиты и средства, иным образом предоставленные банкам-нерезидентам и номинированные в иностранной валюте, сейчас составляют 59,3 млрд долл., однако доступ к этим активам в 3-месячной перспективе может быть ограничен.
В этой ситуации интервенции ЦБ РФ, которые растут с начала октября, могут рассматриваться как источник валюты для погашения долга перед нефинансовым сектором и возврата депозитов. Соответственно, заявление представителей ЦБ о том, что введение инструментов валютного кредитования банков в конечном счете положительно скажется на международных резервах, не имеет веских оснований. Возросший спрос на иностранную валюту может ухудшить чистую процентную маржу сектора.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.