МОСКВА, 31 окт - ПРАЙМ. Доля средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в фиксировании отобранного инвестпроекта может быть увеличена с 40 до 90%, проект постановления правительства с такими поправками опубликовал Минфин на едином портале раскрытия проектов правовых актов.
В документе предлагается увеличивать предельную долю средств ФНБ в совокупном объеме финансирования отобранного инвестиционного проекта на основании отдельных решений правительства с 40% до 90%.
Кроме того, согласно поправкам, расширяется перечень российских финансовых активов, в которые может быть вложено до 40% ФНБ путем включения в этот перечень привилегированных акций российских кредитных организаций.
Сейчас в этом перечне долговые обязательства и акции российских юридических лиц, связанных с реализацией инфраструктурных проектов (за исключением проектов РФПИ и "Росатома", которые финансируются по отдельной квоте в 20%), депозиты и остатки на банковских счетах в ВЭБ и других банках, кредитных организациях.
Как отмечается в пояснительной записке к проекту постановления, для обеспечения софинансирования инвестпроектов за счет средств других инвесторов установлено, что для каждого из проектов доля средств ФНБ, размещенных в долговые обязательства российского эмитента, связанные с реализацией проекта, не может превышать 40 проц совокупного объема финансирования данного проекта за счет всех источников.
Таким образом, реализуется базовый принцип инвестирования средств ФНБ в проекты, когда государство разделяет риски, связанные с их осуществлением, с другими инвесторами и инициатором проекта.
Вместе с тем, ряд инвестиционных проектов, планируемых к финансированию с привлечением средств ФНБ, имеет иную структуру предполагаемого финансирования.
Так, совокупный объем финансирования инвестпроекта "Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД)" составляет 299,8 млрд рублей, при этом объем привлечения средств ФНБ - 150 млрд рублей.
Кроме того, одобрена финансовая модель проекта "Строительство подъездной дороги от автомобильной дороги М-4 "Дон" до аэропорта Домодедово с привлечением внебюджетного финансирования, в том числе средств ФНБ в объеме 70 проц от совокупного объема финансирования указанного проекта, а также проекты по развитию железнодорожной инфраструктуры Московского авиационного узла с привлечением средств ФНБ в объеме до 90% от общего объема их финансирования.
Вместе с тем, привлечение 100 проц средств для финансирования проекта из ФНБ может привести к нарушению принципов государственно-частного партнерства и повлечь за собой существенное снижение эффективности использования средств государственной поддержки, указывает разработчик документа.
"Увеличение максимальной доли средств ФНБ в общей стоимости проекта до указанного уровня означало бы, что все риски, связанные с реализацией проекта (прежде всего, удорожание проекта, нарушение сроков его завершения, недостижение целевых показателей эффективности и невозврата инвестиций в проект), будет нести государство", - говорится в пояснительной записке.
Данные риски рассматриваются как недопустимо высокие для ФНБ и не могут быть приняты. В этой связи максимальную долю средств ФНБ в совокупном объеме финансирования проекта предлагается установить на уровне 90%.
В соответствии с действующим порядком управления средствами ФНБ, до 60% средств могут вкладываться в акции и облигации российских компаний, реализующих крупные инвестпроекты. В конце 2013 года правительство утвердило выделение по 150 млрд рублей на строительство Центральной кольцевой автодороги и на проекты по развитию БАМа и Транссиба.
В середине текущего года было одобрено выделение из ФНБ 114 млрд рублей на проекты "Россетей", "Ростелекома"