Угрозы со стороны рейтинговых агентств о лишении России инвестиционного рейтинга, безусловно, имеют под собой основания – это не только проблемы со снижением цен на углеводороды и беспрецедентного масштаба оттока капитала (никогда еще из страны за год не утекало частных инвестиций на сумму в $151 млрд.), но и определенный инструмент экономического и политического давления.
Понятно, что противостоять подобного рода давлению самостоятельно российской экономике в силу тенденций ее развития в последние десятилетия, крайне сложно. Тем не менее, делать это придется, поскольку иной альтернативы нет. Различные антикризисные планы, которые будут в ближайшее время предлагаться экономическим блоком правительства – не что иное, как попытка разработать комплекс хотя бы каких-то мер в ответ на внешние санкции. Правда, сразу стоит оговориться – далеко не все министерства в правительстве быстро смогут прийти к согласованному мнению, ибо каждое из них так или иначе, но лоббирует свои интересы.
Например, позиции Минэкономики и Минпромторга по вопросу поддержки автопрома кардинально расходятся. Если Минэкономики предлагает смягчить соглашения о промсборке в ущерб уровню локализации, вопреки обязательствам РФ перед ВТО, а также возобновить льготное автокредитование, то Минпромторг выступает резко против таких мер поддержки. Подобного рода локальных министерских конфликтов ожидается довольно много, поэтому их решение будет оттягивать по времени принятие самых необходимых мер – облегчение кредитных условий для ипотечных заемщиков, решение вопроса с заморозкой пенсионных накоплений (не исключено, что в текущей обстановке мораторий может быть существенно продлен на несколько лет).
Понятно, что секвестировать расходы бюджета придется, поскольку снижение федеральных доходов от обвала нефтяных цен не заставит себя долго ждать. Возможно, придется резко увеличивать бюджетный дефицит с покрытием его новыми займами ОФЗ.
Основная задача сейчас для всех финансовых рынков – понять новые "правила игры" с учетом новых условий реальности, поскольку новации и в фискальной, и в денежной, и в банковской системах однозначно будут. Инвесторам остается в текущей ситуации только внимательно следить за окружающей обстановкой и по возможности не поддаваться паническим настроениям, поскольку они могут стать причиной крайне мощных спекулятивных ценовых всплесков, по примеру "черного вторника" 16 декабря 2014-го года.
Сегодня мы ожидаем спокойных торгов, без резких ценовых всплесков на фоне относительно стабильной цены на нефть. Ожидание запуска европейского QE продолжит оказывать поддержку фондовым и сырьевым рынкам в ближайшей перспективе, а вот сдерживать рост российского рынка будет угроза снижения суверенного рейтинга от S&P ниже инвестиционного.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.