МОСКВА, 3 мар - ПРАЙМ. В условиях неблагоприятной экономической ситуации и необходимости выполнения социальных обязательств долги российских регионов продолжают расти, но по сравнению с предыдущим годом темпы немного снизились, сообщает "РИА Рейтинг".
По данным Минфина РФ, суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ увеличился на 20% и на 1 января 2015 года составил 2,089 трлн руб., что на 352 млн руб. больше, чем годом ранее. Для сравнения, в 2013 году государственный долг вырос на 28,6%, но до этого прирост был менее существенным – +15.6% (2012 г.) и +7% (2011 г.).
Стоит отметить, что в течение первой половины года суммарный государственный долг регионов снижался и начал расти только осенью, а основной скачок зафиксирован в декабре 2014 года. При этом во второй половине года изменилась и его структура. Если к началу лета доля государственных ценных бумаг субъектов РФ составляла 25% суммарного госдолга, то к концу года она снизился до 21%. При этом выросла доля кредитов, полученных регионами: с 38% до 43% увеличились заимствования от кредитных организаций и с 29% до 31% выросли бюджетные кредиты. Доля государственных гарантий снизилась с 7% до 5%.
Объем долга муниципалитетов увеличился на 8% и на начало 2015 года составил 313 млрд руб. Суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ и долга муниципальных образований, входящих в состав субъектов РФ, на 1 января 2015 года составил 2.402 трлн руб., что на 19% больше, чем годом ранее.
Государственный долг повышался на фоне роста доходов бюджетов субъектов РФ. Снижение налоговых и неналоговых доходов было зафиксировано только у пяти регионов. В 2014 суммарный объем налоговых и неналоговых доходов всех субъектов РФ вырос на 12%.
Для определения уровня долговой нагрузки регионов эксперты Рейтингового агентства "РИА Рейтинг" составили рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки, который отражает картину распределения региональных долгов и их динамику в 2014 году. В рейтинге использовались данные Федерального казначейства и Минфина о долговых обязательствах. В качестве меры долговой нагрузки в рейтинге использовалось отношение государственного долга субъекта РФ на 1 января 2015 года к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета, то есть к собственным доходам бюджетов без учета безвозмездных поступлений.
Отношение госдолга регионов на 1 января 2015 года к объему налоговых и неналоговых бюджетов регионов за 2014 года по России в целом составило 35.4%, что выше показателя за 2013 год (33%). При этом разброс показателя по регионам весьма широк: от 0% в Ненецком автономном округе и Сахалинской области до 144.4% в Чукотском автономном округе.
Прошлогоднему антилидеру по уровню долговой нагрузки – Республике Мордовия – удалось снизить долговое бремя с 172% до 121.1%, но показатель все равно еще очень высокий и регион занял вторую с конца строчку. За 2014 год руководству Республики Мордовия удалось увеличить доходы бюджета на 12%, причем рост налоговых и неналоговых доходов составил 52%, при этом объем долга увеличился на 7%.
В число регионов с самой высокой долговой нагрузкой также входят Костромская область, где отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам бюджета составило 121.1%, Республика Карелия – 119.3%, Смоленская область – 115.6%, Республика Северная Осетия - Алания – 114.9%, Республика Ингушетия – 113%, Белгородская область – 106.1%, Карачаево-Черкесская Республика – 103.6% и Астраханская область – 100.8%. При этом во всех этих регионах, за исключением Белгородской области и Республики Мордовия, этот показатель увеличился на 11-29 процентных пункта.
Число регионов, у которых объем государственного долга превышает налоговые и неналоговые доходы регионального бюджета увеличивается из года в год: в 2012 году таких было всего два, в 2013 году – семь, по итогам 2014 их уже десять. У 46-и российских регионов объем государственного долга превышает 50% объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, среди которых у 26-ти он выше 70% налоговых и неналоговых доходов. В 2013 году таких регионов было 44 и 27 соответственно.
Низкий уровень долговой нагрузки – меньше 10% от объема налоговых и неналоговых доходов – зафиксирован только у шести российских регионов, но состав по сравнению с прошлым годом изменился. Это Ненецкий автономный округ и Сахалинская область, которые не имеют государственного долга, Тюменская область, г. Санкт-Петербург, Алтайский край и Ханты-Мансийский округ – Югра.
В 2014 году уровень долговой нагрузки сократился только у двадцати субъектов РФ. Самое значительное снижение у Республики Мордовия, о которой уже было сказано. У Республики Тыва отношение госдолга к собственным доходам по итогам 2014 года составило 56.7%, что на 11.9 процентных пункта ниже, чем годом ранее. Можно также отметить Калининградскую область, у которой показатель снизился на 8 процентных пункта. В оставшихся 17-ти регионах отношение государственного долга к собственным доходам снизилось меньше чем на 5 процентных пункта.
В 2014 году отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам на 10 и более процентных пункта выросло у 34 регионов. Наиболее существенно долговая нагрузка повысилась в Чукотском автономном округе, Костромской области, Астраханской области, Республике Карелия и Магаданской области, где отношенные госдолга к собственным доходам повысилось более чем на 20 процентных пунктов. Причем практически во всех этих регионах, за исключением Магаданской области, объем государственного долга превышает собственные доходы. В Магаданской области, напротив, несмотря на существенное повышение, уровень долговой нагрузки остается на удовлетворительном уровне.
Самый высокий объем государственного долга – более 100 млрд руб. – зафиксирован в трех регионах: Московской области (103.2 млрд руб.), Краснодарском крае (136.3 млрд руб.) и г. Москве (161.7 млрд руб.). Но Москва по итогам года стала одним из немногих российских регионов, которые сократили объем долга (-10%) и в целом его уровень по отношению к собственным доходам (10.7%) не вызывает опасений. Объем задолженности Московской области так же далек от критических значений даже несмотря на то, что по итогам года он вырос на 23%. А вот в Краснодарском крае уровень долговой нагрузки близок к критическому: по итогам 2014 года отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам превышает 90%.
В 2014 году более чем в два раза государственный долг вырос у трех субъектов РФ. Наиболее существенный рост отмечен в Пермском крае – почти в 23 раза до 12.5 млрд руб., в Иркутской области – в 3.7 раза до 11.8 млрд руб., в Магаданской области – в 2.5 раза до 6.4 млрд руб. Но несмотря на столь существенный прирост объемов госдолга ситуация с уровнем долговой нагрузки в этих регионах не критическая.
Лидерами по снижению объемов госдолга в 2014 году стали Сахалинская область, которая в 2014 году полностью погасила свои долги, Тюменская область и г. Санкт-Петербург, где объем государственного долга снизился соответственно на 56% и 22%. Еще пять регионов (Чукотский автономный округ, Белгородская область, Республика Тыва, Приморский край, г. Москва) сократили объем госдолга на 2-10%.
Если рассмотреть распределение регионов по объему государственного и муниципального долга на душу населения, то наибольший объем задолженности приходится на жителей Чукотского автономного округа – по 266.9 тыс. руб. на каждого. Довольно высокий объем задолженности зафиксирован у Ямало-Ненецкого автономного округа (66.8 тыс. руб. на одного жителя) и у Магаданская область (57.9 тыс. руб. на одного жителя). В оставшихся регионах РФ объем государственного и муниципального долга не превышает 40 тыс руб. на одного жителя. Самое низкое значение показателя у Ненецком автономном округе, у которого нет ни государственного, ни муниципального долга, а также у Тюменской области, Алтайском крае и Санкт-Петербурге, где на каждого жителя приходится меньше 3 тыс. руб. государственного и муниципального долга.
В текущем году можно ожидать дальнейшего увеличения долговой нагрузки и, вероятно, ускорения темпов прироста государственного долга субъектов РФ. Несмотря на стагнирующую экономику регионам придется искать средства для реализации социальных обязательств. Регионы разработали уже свои антикризисные планы, в том числе касающиеся и сокращения государственного долга. Качество и результативность этих планов покажет время, но пока складывается общее впечатление, судя по ряду опубликованных региональных документов, что надеяться на прорыв не приходится.
Что касается структуры госдолга, то можно ожидать увеличения доли более дешёвых бюджетных кредитов, что снизит расходы на обслуживание государственного долга. В конце февраля президент РФ Владимир Путин дал поручение Правительству выделить регионам из средств федерального бюджета 160 млрд руб. для погашения части коммерческих кредитов, но не на безвозмездной основе, а в виде менее обременительных бюджетных кредитов. Чуть позже министр финансов Антон Силуанов сказал о том, что муниципалитетам так же будут выделены средства из федерального бюджета на замещение коммерческих кредитов бюджетными.