Говоря о последствиях принятия окончательного решения об отмене накопительного компонента, важно понимать, что по своему долгосрочному эффекту они будут серьезнее последствий временной заморозки пенсионных накоплений в 2013-2015 годах. Допустим, государство отменяет накопительную пенсию, и все 6% взносов идут на покрытие дефицита ПФР, но в этом случае, учитывая уход иностранных инвесторов с российского рынка и западные санкции, российские корпорации, региональные правительства и Минфин могут фактически забыть о рынке внутреннего долга, который в основном держался на пенсионных деньгах и иностранных инвесторах. А это значит, что и госбанки, и регионы снова выстроятся в очередь за деньгами федерального бюджета, как это было в 90-ые.
Для региональных бюджетов это станет серьезным ударом, потому что других инструментов получения негосударственного финансирования у регионов нет.
Но для тех, кому улыбнется в этом деле удача это даже хорошо, ведь в отличие от облигаций бюджетные трансферты не надо возвращать с процентами и проще отчитываться.
Для финансирования строительства и обновления инфраструктуры, а также крупных промышленных проектов, которые раньше финансировались ВЭБом, который в свою очередь фондировался теми же пенсионными накоплениями, в случае отмены накопительного компонента, придется просить денег опять же из федерального бюджета, резервного фонда и фонда национального благосостояния, а эти ресурсы не бесконечны, тем более что претендентов на эти средства уже и так более чем достаточно. Крупные коммерческие банки, которые были допущены к работе пенсионными накоплениями, тоже встанут перед проблемой изыскания средств для фондирования своего бизнеса, и в их случае с учетом схлопывания долгового рынка, западных санкций и высокой процентной ставки ЦБ реальным решением все равно станет... государство.
Какие результаты получит государство, передав 6% из накопительного компонента в ПФР? Во-первых, государство сразу же забудет об этих деньгах, поскольку обязательства перед пенсионерами это 100% расходы, не имеющие никакой инвестиционной составляющей, поскольку большинство пенсионеров не работают, почти ничего не сберегают и участвуют в экономических процессах лишь как потребители товаров и услуг. Во-вторых,
увеличение выплат пенсионерам в той или иной степени увеличит наличную денежную массу и в конечном итоге только разгонит инфляцию.
Дойдут ли эти деньги до экономики? Часть, конечно, дойдет в виде доходов, которые получат производители, например, хлеба, соли и спичек, но будут ли они инвестированы собственниками в развитие производства? Это большой вопрос. Что можно сказать определенно, так это то, что еще больше денег на выплаты текущих пенсий пойдут «под матрасы» и иностранным производителям товаров, то есть будут выведены из финансовой системы нашей страны.
Что мы имеем в итоге? Мы имеем лишенную ликвидности финансовую систему, дефицит средств ВЭБа, сгибающиеся под долговой и бюджетной нагрузкой регионы, стоящие в очередь за бюджетными трансферами. Дефицит бюджета ПФР в условиях постоянно ухудшающейся пропорции работающих граждан и пенсионеров будет лишь частично ликвидирован от силы на 1-2 года. Более того, по данным Центра макроэкономических исследований Сбербанка
"ПФР уже сейчас не может выплачивать пенсии без трансфертов из федерального бюджета.
В 2013 году величина трансферта из федерального бюджета составила 4,3% ВВП при общем объеме выплаченных пенсий 7,4% ВВП. Ожидается, что к 2018 году объем трансфертов увеличится до 7,5%-8,3% ВВП". Экономисты Сбербанка указывают, что это неподъемная сумма для текущего состояния бюджета.
Итогом любых дискуссий по данному вопросу в любом случае станет необходимость признать простой, но крайне неприятный факт о том, что солидарность поколений критически нарушена, и молодое поколение не сможет обеспечить финансирование пенсий уже в ближайшие годы, если не будет повышен пенсионный возраст или процент отчислений работающих граждан в пенсионный фонд.
Между тем, председатель комиссии по надзору за пенсионными фондами Италии, руководитель Рабочей группы ОЭСР по негосударственным пенсиям Амброджио Ринальди рассказал на 6-ом Российском пенсионном конгрессе об успешном опыте западных стран по повышению пенсионного возраста, отметив пенсионную систему Чили как наиболее успешную, и пенсионную систему Греции как наименее эффективную.
"Из 32 европейских стран, входящих в ОЭСР, практически во всех пенсионных возраст для мужчин составляет 65 лет и превышает его".
Среди основных тенденций, Амброджио Ринальди отметил, что пенсионный возраст для мужчин и женщин становится одинаковым. Такое повышение пенсионного возраста обусловлено увеличением продолжительности активной жизни. В этой связи многие страны в свои пенсионные системы встраивают алгоритм, индексирующий возраст выхода на пенсию, по мере увеличения продолжительности жизни.
Источник: Аналитическая служба АО НПФ "Солнце. Жизнь. Пенсия."