МОСКВА, 30 мар - ПРАЙМ. Продажи бытовой техники и электроники в России восстановятся до прошлогоднего уровня только в 2019 г, следует из материалов одного из крупнейших участников рынка – "Эльдорадо", основанных на расчетах аналитической компании GfK, пишет в понедельник газета "Ведомости".
Благодаря декабрьскому ажиотажному спросу, вызванному девальвацией рубля, рынок вырос в прошлом году на 8% до 1,3 трлн руб, свидетельствуют данные GfK. А в ближайшие два года ее аналитики ждут падения продаж. Возобновится рост лишь в 2018 г, а на докризисный уровень продажи выйдут еще через год. Единственным исключением из общей тенденции будут онлайн-продажи – они продолжат расти.
Такой прогноз совпадает с ожиданиями "Эльдорадо", хотя "GfK несколько, на наш взгляд, оптимистично смотрит на онлайн-продажи техники и электроники", говорит представитель торговой сети.
Крупнейший по выручке участник этого рынка – "М.видео" не ждет в ближайшее время "ни значительного роста, ни сильного падения", говорит ее представитель Антон Пантелеев. Это подтверждают предварительные данные за I квартал 2015 г: многие участники рынка "ожидали потрясений", но "ситуация достаточно устойчива", во многом благодаря стабильному рублю.
Чистая прибыль "М.Видео" в 2014 г по МСФО выросла почти на 40% >>
Чтобы не сокращать рыночные доли, крупнейшие ритейлеры расширяют ассортимент. "Эльдорадо" решило включить в него детские товары, товары для дома и кухонные принадлежности, чтобы выйти в небольшие города. Цель сети – за три года расширить охват потребителей с нынешних 83% до 90%, так чтобы их дома находились не далее чем за 40 км от ближайшего магазина, говорит гендиректор "Эльдорадо" Ондржей Фридрих.
Расширять ассортимент планирует и онлайн-ритейлер "Юлмарт", у которого сейчас 88% продаж приходится на бытовую технику и электронику. "К 2018 г мы намерены расширить ассортимент более чем на 500 000 наименований» за счет одежды, автокомпонентов, запчастей и т. д., говорит Александра Савина из "Юлмарта".
Другой способ сохранить и даже нарастить долю рынка – занять место уходящих. На это рассчитывает "М.видео", планирующая в этом году открыть 25 магазинов против 39 в прошлом, говорит Пантелеев.
С начала этого года с рынка уходят региональные торговцы. В феврале закрылись магазины "Телемакс", работавшие на Северо-Западе и в Центральной России; к концу прошлой недели практически свернула работу петербуржская компания "Киберри" – теперь у нее остался всего один магазин и пункт выдачи в Петербурге, а еще в начале года был 41 магазин в 34 городах. Первоначально ритейлер хотел свернуть только самые убыточные точки, но кризис повлиял на бизнес сильнее, чем ожидалось, говорит бывший топ-менеджер "Киберри". Теперь компания меняет бизнес-модель и переключается на товары из другого сегмента.
Эксперт: Ритейл бытовой техники в РФ находится в шатком положении >>
Все небольшие региональные торговцы в зоне риска: их онлайн-розница развивалась на кредитные средства, а обороты недостаточно велики для того, чтобы поддерживать бизнес за счет эффекта масштаба, констатирует гендиректор Infoline Михаил Бурмистров. Порог выручки, выше которого ритейлер может использовать эффект масштаба и работать с прибылью, постоянно растет, добавляет Фридрих из "Эльдорадо": сейчас это 80–90 млрд руб в год.
Настоящая проверка на прочность рынку предстоит в апреле и мае, когда спрос традиционно падает, предупреждает совладелец объединенных сетей "Техносила" и "Техношок" Виктор Гордейчук. С началом дачного сезона оборот у продавцов техники и электроники сокращается, многие будут нуждаться в средствах для продолжения работы – тогда и начнутся массовые закрытия магазинов, ожидает он.
В итоге на рынке останется около 10 федеральных и межрегиональных ритейлеров с сильными брендами и сформированной лояльной аудиторией, такие как "Юлмарт", DNS, "Эльдорадо", "М.видео", прогнозирует Бурмистров.