МОСКВА, 12 мая - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Один из наиболее привычных способов сэкономить, если ситуация требует "затянуть пояса" – не покупать одежду. По данным соцопросов, в конце прошлого года на предметах гардероба экономили до четверти граждан. А по итогам первых трех месяцев этого года продажи одежды и обуви в России снизились на 42% в натуральном выражении и на 19% в денежном по отношению к первому кварталу 2014 года. Об этом говорится в исследовании аналитической компании Y-Сonsulting.
Спад коснулся, прежде всего, одежды средней ценовой категории. Компании, работающие с этими брендами (а это большая часть рынка) потеряли около 60% продаж. Это связано с резким скачком доллара и евро. Ведь продавцы заказывают новые коллекции за несколько месяцев до начала реализации, а именно зимой курсы валют достигали максимумов. Сейчас им приходится продавать вещи с минимальной наценкой, а то и себе в убыток. При этом с января по март многие ритейлеры еще распродавали старые коллекции, что несколько поддерживало спрос. Но сезон распродаж закончился, а роста по-прежнему нет, хотя рубль в последнее время довольно стабилен. Негатива рынку добавила холодная весна – почти до конца апреля люди ходили в теплой одежде и не рвались раскупать весенние коллекции с их неизменными яркими красками и "воздушными" тканями.
Что будет с рынком дальше? Одни бренды поднимают цены и сокращают издержки, другие, напротив, их снижают, пытаясь удержать оборот. Аналитики рынка прогнозируют продолжение тренда на закрытие ряда сетевых магазинов, массовые увольнения и сокращение зарплат продавцов. Многим придется реализовывать непроданные коллекции с дисконтом и уходить с рынка с потерями. Причем сделать это не так уж легко. Нередко договор обязывает арендатора предупредить арендодателя об уходе за несколько месяцев. Поэтому те, кто принял решение по итогам первого квартала, освободят торговые площади не раньше осени.
Но одеваться людям все-таки необходимо. Эксперты надеются на небольшой рост спроса летом, в преддверие отпусков. К концу года, если дела в экономике сложатся удачно, покупатели могут вернуться в магазины. Тут начнет действовать принцип отложенного спроса. Многие к этому моменту будут испытывать желание и необходимость обновить гардероб. Тем более, осенняя коллекция, закупленная по текущим курсам, окажется дешевле весенней, чего обычно не бывает. Так что по итогам года продажи одежды и обуви в денежном выражении могут даже вырасти на несколько процентов, полагают они. А вот в натуральном выражении все равно ожидается спад порядка 30%.
В этой ситуации в прессе появляется много советов, как экономить на шопинге. В основном они похожи – не совершать импульсивных покупок, дожидаться распродаж, подбирать более универсальные вещи классического стиля, которые подойдут ко всему, не пренебрегать интернет-шопингом и магазинами second hand.
На чем еще экономят россияне? В конце прошлого года, когда рубль резко рухнул, более 40% граждан выразили готовность питаться дешевле. Но по факту люди урезали потребление деликатесов, снеков и мяса, да и то всего на несколько процентов. Многие предпочитают сохранять верность привычным брендам, не переходя в низкоценовой сегмент. По данным недавнего исследования ВЦИОМ, доля россиян, отказавшихся покупать более дешевые продукты ради экономии, с января 2015 года не изменилась – 38%.
По данным аналитического центра GfK , более 33% россиян в период кризиса готовы экономить на покупках товаров и услуг. При этом большинство не станут сокращать покупки медицинских товаров, базовой одежды и обуви, расходы на мобильную связь и интернет. А вот продажи крупных товаров длительного пользования (мебель, товары для дачи, бытовая техника) и предметов роскоши по итогам года могут просесть на 40-50%. Это касается и автомобилей. Таким образом, товары повседневного спроса менее уязвимы перед лицом кризиса.
Это в полной мере касается и одежды. Необходимые вещи и обувь люди покупать не перестанут, а вот об излишествах пока забудут. В выигрыше, таким образом, окажутся производители, предлагающие лучшее соотношение "цена-качество", полагают эксперты рынка.