МОСКВА, 19 мая - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Австрийский суд приступил к рассмотрению дела об экстрадиции экс-главы нефтяной компании "Башнефть" Урала Рахимова. Во вторник Минюст Австрии подтвердил, что получил соответствующий запрос. Непосредственно этим занимается Земельный суд по уголовным делам Вены – именно в этом городе Рахимов проживает уже более пяти лет. Судебный процесс будет открытым, следующее рассмотрение судья назначил на середину июля.
При этом Рахимов остается на свободе. По словам представителей суда, международного ордера на его арест нет и прокурор, от которого зависит решение, не считает задержание необходимым. Обвиняемый постоянно находится в Вене и не пытается скрыться, пояснили в суде.
Суд Вены рассматривает дело об экстрадиции Урала Рахимова в Россию >>
Санкцию на заочный арест Рахимова-младшего выдал Басманный суд Москвы в 2014 году. Его обвиняют в хищении денег, полученных при продаже полученных незаконным путем акций "Башнефти". Следствие считает, что он похитил эти акции, пользуясь служебным положением своего отца – первого президента Башкирии Муртазы Рахимова. Затем Рахимов-младший, по данным следствия, продал эти акции АФК "Система" через группу "Уралинвест".
Суд да дело
Схема приватизации башкирского ТЭК, по оценке Генпрокуратуры, выглядит незаконной с самого начала. В 1990-е годы предприятия энергетической отрасли республики начали скупать фирмы, связанные с группой "Башкирский капитал". Этот бизнес, по мнению следствия, принадлежал Рахимову-младшему.
В Генпрокуратуре считают, что власти Башкирии начали приватизацию активов ТЭК без разрешения государства, которое являлось их владельцем. В 2005 году энергоактивы Башкирии начали скупать структуры АФК "Система". Они постепенно наращивали доли в "Башнефти", четырех НПЗ, "Башкирнефтепродукте" и "Башкирэнерго", собрав к 2009 году контрольные пакеты этих компаний.
Параллельно шло расследование всей этой ситуации. Счетная палата уже лет 10 назад назвала ее "самым беспрецедентным случаем похищения активов из госсобственности". Тогда следствие не принесло результатов, но были предприняты дальнейшие попытки. В итоге против Рахимова в 2014 году было возбуждено уголовное дело, а акции "Башнефти" арестовали. Суд признал, что серия приватизационных сделок, по итогам которой башкирский ТЭК перешел в собственность сына экс-президента Башкирии, прошла с нарушением.
Масштабный арбитражный процесс закончился тем, что "Башнефть" вернули государству: АФК по решению суда передала свои акции Росимуществу в декабре прошлого года.
В самой "Системе" отмечают, что за пять лет владения "Башнефтью" было сделано немало для улучшения ее показателей. Так, ее выручка выросла в 2,6 раза, прибыль – в три раза, добыча – на 50%, ресурсная база – в 2,5 раза, экспорт – в 2,4 раза. Сбыт увеличился на 40%, география добычи приросла Ненецким и Ханты-Мансийским АО, компания вошла в проекты в Ираке и Мьянме.
В рамках дела "Башнефти" предъявлены обвинения не только Рахимову, но и другим известным людям. Наиболее высокопоставленным фигурантом уголовного дела является один из богатейших людей России, председатель совета директоров АФК "Система" Владимир Евтушенков. Сначала он был взят под домашний арест, однако затем его освободили под обязательство о явке.
Евтушенков не исключил возвращения в нефтяной бизнес >>
Дальнейшее развитие
Пока эксперты затрудняются предположить, к каким выводам придет австрийский суд в отношении Рахимова. Его защита в октябре прошлого года заявляла, что уголовное дело против него не может быть возбуждено в связи с истечением срока давности. Возможно, суд Вены согласится с этим мнением.
Юристы полагают, что "Система" может взыскать с компаний Рахимова-младшего средства, потраченные на покупку "Башнефти", но получить их будет сложно. Даже если суд докажет, что активы были в свое время похищены у государства и Рахимов имел к этому отношение, АФК придется доказать, что она ничего не знала об этих обстоятельствах. Ведь в течение пяти лет обладания "Башнефтью" никаких претензий к Рахимову она не предъявляла. Кроме того, в случае признания вины Рахимова его имущество будет конфисковано в пользу государства, значит, и взыскивать окажется нечего.