МОСКВА, 21 мая - ПРАЙМ. Ко II кварталу 2015 года большинство участников рынка торговой недвижимости в столичном регионе уже свыклось со сложившейся ситуацией роста затрат и низкой покупательской вовлеченности, адаптировав бизнес–планы и финансовые модели к новой реальности. Впрочем, несмотря на негативные настроения, строительная активность близка к историческому максимуму. Причиной этой парадоксальной ситуации является девелоперский цикл, который в России пока находится в противофазе с экономическими тенденциями.
На сегодняшний день договорные отношения в сегменте торговой недвижимости постепенно переходят в рублёвую зону, что несколько оживляет рынок и реализовывает приостановленный для арендаторов спрос: начинает открываться поток возможностей для заключения договоров по более благоприятным условиям.
Стоит отметить, что, несмотря на кризис, прошедший год стал рекордным для Москвы по объёмам ввода новых торговых площадей за всю историю развития ТЦ. В столице было открыто 14 новых объектов общей площадью 0,67 млн кв. м. Цифры 2015 года, по планам девелоперов, должны превысить этот результат почти в два раза. Так, ожидается выход на рынок 26 ТЦ, суммарная площадь которых будет равна 1,3 млн кв. м. Существенный объём прогнозируемого ввода придётся на торговые объекты, реализация которых не состоялась в 2014 г. Также на 2015 год запланировано открытие нескольких торговых комплексов суперрегионального формата.
При условии осуществления всех амбициозных планов на будущий год объём площадей нового строительства превысит показатель 2014 года практически на половину - на 43%. Однако о действительном повторении результата говорить рано: с большой долей вероятности сроки выхода многих объектов будут перенесены на более поздние периоды. Максимальный объём нового предложения, на который можно рассчитывать в 2015 г., составит около 680 000 кв. м.
Если говорить о вакантных площадях, то год назад уже отмечалось замедление темпов заполнения арендаторами новых торговых центров: в некоторых объектах на момент открытия пустовало более 70% помещений. На фоне ввода в эксплуатацию рекордного объёма торговых площадей и снижения спроса со стороны арендаторов показатель доли вакантных площадей достиг 11% (по сравнению с 4% в 2014 г.).
Объекты, открывшиеся в 2015 году
ТРЦ Columbus открылся в I квартале текущего года. Торговая галерея центра представлена магазинами более чем 300 известных брендов. Также на территории комплекса работает многозальный кинотеатр, развлекательная детская зона, каток, фудкорт. По данным компании "Магазин Магазинов", доля вакантных площадей на апрель 2015 год составляла 67%.
ТРЦ "Кунцево Плаза" также открылся в I квартале 2015 года и зона охвата пятиуровневого комплекса оценивается в более чем 2 млн человек, 4 торговых уровня, подземная парковка на 2 000 машиномест. Здесь расположено более 250 магазинов, двухуровневый супермаркет, кинотеатр, детский развлекательный комплекс, фудкорт.
ТЦ "Центральный детский магазин на Лубянке", открытие которого ждали несколько лет, имеет 7 торговых уровней, парковка на 300 машиномест. Здесь расположен гипермаркет игрушек, около 200 детских магазинов, детский развлекательный центр, кинотеатр, кафе и рестораны. По данным компании "Магазин Магазинов", доля вакантных площадей на апрель 2015 год составляла 28%.
Тем временем во II квартале 2015 года открылся МФК MARI. Зона охвата комплекса оценивается в более чем 1.6 млн людей, имеет 5 торговых уровней и парковку на 1 650 машиномест, а также объединяет 200 магазинов, 8-зальный кинотеатр, концертный зал, центр искусств, продуктовый гипермаркет и гипермаркет детских товаров.
Объекты, планируемые к открытию
В IV квартале 2015 года планируется открытие ТРЦ "Галерея Кутузовский", который будет иметь 6 торговых уровней, парковку на 1 100 машиномест, 200 магазинов, продуктовый супермаркет, кинотеатр, магазин бытовой техники и электроники, фудкорт.
Также IV квартале текущего года откроется 2-ая очередь ТК "Каширский Двор". Ожидается, что у ТК будет 4 торговых уровня, парковка на 560 машиномест, а потребительская проходимость составит около 20 тысяч человек в день. В ТК будет более 500 магазинов по продаже товаров для ремонта, отделки и декора, зону по продаже черновых материалов, фудкорд. На верхних этажах здания расположится гостинично-офисный блок.
Помимо вышеперечисленных в конце года ожидается и открытие ТЦ "Славянка" и ТЦ "Ривьера".
Прогнозы
По мнению аналитиков, в сложившейся нестабильной экономической ситуации, скорее всего, откроется только 67% площадей из ранее заявленных. Эти цифры совпадают с данными компании JLL, согласно прогнозам которой реальный результат по совокупности открытых торговых площадей в московском регионе в текущем году составит всего 450 тыс. кв. м. Ожидается, что будут реализованы лишь те объекты, которые находятся на завершающей стадии. Однако даже их открытие может быть перенесено на будущий год - как из-за возможных задержек в строительстве в частности, так и из-за давления обстановки в целом.
Тем не менее, положение на рынке нельзя назвать кризисным в полной мере. Так, довольно неплохо будут чувствовать себя ритейлеры с эффективными затратами на логистику поставок от производителя до потребителя. При этом продолжится оптимизация затрат и следование курсу на гибкую арендную политику. Конечную реализацию получат те объекты, которые смогут привлечь арендаторов удачным местоположением, правильной концепцией, а также комплексы, ориентированные на повседневные запросы потребителей. Относительная стабильность будет наблюдаться у федеральных и международных сетевых операторов. А если конкретизировать товарные группы по сегментам, то твёрдо на земле будут стоять производители товаров для детей и DIY (рынок строительных и отделочных материалов).