МОСКВА, 1 июн - ПРАЙМ. Убытки крупнейших авиакомпаний России в январе-апреле составили 2,2 млрд руб, сообщает "Коммерсант".
Об этом сообщил изданию президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун.
Операционная прибыль на международных линиях составила 2,3 млрд руб., но убытки на внутренних перевозках достигли 4,6 млрд руб., что на 500 млн руб. больше, чем за тот же период 2014 года.
Эксперт: РФ имеет потенциал для развития низкобюджетных авиаперевозок >>
В то же время, международные перевозки упали в эти четыре месяца на 14,8%, до 10,1 млн человек, тогда как убыточный внутренний пассажиропоток вырос на 10,8%, до 13,2 млн человек.
"Ситуация в отрасли ухудшается, несмотря на возникший оптимизм первых четырех месяцев, когда было лишь незначительное падение перевозок на 2%",— подчеркивает господин Тасун. По его словам, рост убытков говорит о том, что компании продают билеты гораздо ниже себестоимости, "лишая себя возможности заработать средства для покрытия старых долгов".
Падение доходов АЭВТ фиксировала и в 2014 году: прибыль с пассажира на международных линиях упала с 316 руб. на человека до 194 руб., а убыток на внутренних вырос с 486 руб. до 637 руб. По уточненным данным АЭВТ, убытки авиакомпаний в 2014 году составили 20,4 млрд руб. (убытки на внутренних — 32,2 млрд руб., прибыль на международных — 10,6 млрд руб.). Владимир Тасун отметил, что за счет оптимизации в 2014 году перевозчики снизили расходы на 34 млрд руб., но доходы упали на 53 млрд руб. Себестоимость международных перевозок в 2014 году выросла с 24,5 руб. до 30 руб. за тонно-километр, на внутренних — с 37,4 руб. до 43 руб.
В сложившейся ситуации глава АЭВТ винит "излишнюю либерализацию рынка". В "Уральских авиалиниях" говорят, что "работа на высококонкурентном рынке иногда вынуждает держать тариф ниже желательного уровня", а со стороны ряда перевозчиков идет "достаточно жесткий демпинг".
С января по май средний тариф по России упал с 5,9 тыс. руб. до 5,5 тыс. руб. В "Уральских авиалиниях" "Ъ" заметили, что "дисконт на билет больше 1-2 тыс. руб. непонятен", ведущие компании летают на одинаковой технике с близкой эксплуатационной стоимостью.
По сути, авиакомпании пытаются использовать спад для наращивания своей доли на рынке. Идеи сократить предложение и повысить стоимость билетов звучат регулярно; глава "Аэрофлота" Виталий Савельев в декабре говорил о необходимости "всем договориться и часть емкостей вывести".
Избыточные емкости "негативно влияют на доходность авиаперевозок в целом", согласны в "Сибири" (S7). В "Уральских авиалиниях" считают, что демпинг связан "как с выходом на рынок новых игроков, позиционирующих себя как бюджетные перевозчики (сейчас в стране есть один лоукостер — "Победа" группы "Аэрофлот"), так и с сокращением рынка и усилением конкуренции".