Греция не сможет выплатить 27 млрд евро в 2015 году. При ВВП 242 млрд евро кажется неподъёмной и общая сумма долга 410 млрд евро, и отдельные его компоненты. Возникает вопрос о том, чего добиваются Афины, отказываясь платить по долгам?
Рано или поздно дефолт, скорее всего, произойдёт. Но ни техническое банкротство, ни признанное в судебном порядке не освободит Афины от уплаты 410 млрд евро долговых обязательств. Вне зависимости от того, останется ли Греция в зоне евро, она рискует стать вечным должником, как многие государства Латинской Америки. Понимание этого повышает спрос на варианты выхода из кризиса. Очевидно, что власть в Афинах видит в сложившейся ситуации избавление. Возможность избавить от долговых выплат своих детей.
Основная часть 410 млрд евро долговой нагрузки Афин приходится на госорганизации. Греция должна 141,8 млрд евро странам валютного блока по второму bailout, 31,8 млрд евро - МВФ, 19,8 млрд евро - ЕЦБ. Помимо этого надо отметить ещё 110 млрд евро чрезвычайной помощи банкам со стороны ЕЦБ и 52,9 млрд двухсторонних займов по Greek Loan Facility в первом bailout.
Особенностью второго bailout по сравнению с первым стало то, что сделка проводилась через Европейский фонд помощи EFSF. К нему была отнесена и не выплаченная часть двухсторонних займов. Этим кредиторы сильно упростили жизнь Афинам.
Если Словакия, очень не хотевшая давать взаймы грекам, ещё могла сказать, что она ни при чём, то Еврокомиссии будет сложно в суде доказать непричастность к тому, что Греция не выплачивает долги EFSF или Европейскому центральному банку. Суд может заинтересоваться тем, что относительно высокий курс евро по сравнению с драхмой, конечно, ограничивает возможности экономики.
Остаются ещё обязательства перед МВФ, но не одна Греция не платит по долгам этому финансовому учреждению, но и, например, Зимбабве, Сомали, Судан. В том, что касается государственных долгов, греки сейчас не лучший заёмщик, и это факт очень неприятный, болезненный для всей мировой экономики. Тем не менее их почти не за что ущипнуть в случае неуплаты.
Итак, Греция добивается реструктуризации, на наш взгляд, потому, что выплачивать от 3 до 10 млрд евро каждый год - задача реализуемая, но не когда сумма долга 410 млрд евро, а за первый год надо погасить 27 млрд евро. Это невозможно, если за пару месяцев не получилось найти и 1,6 миллиарда. Складывается впечатление, что Афины не против дефолта, так как не всё население в курсе, что даже в этом случае по долгам надо платить, а также потому, что обязательства будет крайне сложно взыскать в судебном порядке.
Сценарии развития событий зависят от референдума 5 июля. Быть пакету помощи - быть Греции в еврозоне и, скорее всего, досрочным выборам и, значит, затяжке переговорного процесса. Не будет пакета помощи - кредиторы начнут охотиться на Афины, но, вероятно, не очень успешно, а те будут искать новые займы в России и в Азии.
Многие напуганы перспективой выхода Греции из зоны евро, но он тоже будет полезен для развития в основном аграрной экономики, ориентированной на экспорт и туризм. Уровень жизни населения, конечно, не станет лучше при переходе к драхме, стоимость которой на 40% ниже евро. Зато туристов станет ещё больше. Резко возрастут возможности для экспорта вина, клубники, оливок и табака.
Оптимальным для греков и для всех нас сценарием развития событий выглядит реструктуризация долгов с уменьшением расходов по процентам и, может быть, с сокращением основной суммы долга. По крайней мере, так Греция поступила с частными кредиторами, которым до сих пор надо выплатить 15 млрд греческим банкам в виде краткосрочных векселей и 38,7 млрд евро из 107 млрд долга, списанного на 75% по условиям свопа 2012 года. Частные инвесторы и сейчас владеют 13,1% греческих долгов, сильно выросших в цене после свопа. Вне зависимости от того, останутся ли Афины в зоне евро, государственные долги тоже придётся, что называется, "причесать".
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.