МОСКВА, 2 июл - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Количество покупок, которые россияне совершают за рубежом, в этом году значительно уменьшилось. Об этом свидетельствует исследование, проведенное Ситибанком. Аналитики выяснили, что за первые пять месяцев этого года количество заграничных операций, сделанных гражданами РФ по кредитным картам, уменьшилось на 27% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Покупать в офлайновых магазинах стали меньше на 36%.
По словам главы Департамента стратегического анализа и управления взаимоотношениями с клиентами Citi Россия Дмитрия Коловского, столь серьезное снижение покупательной активности за рубежом зафиксировано впервые в истории исследования.
Продажи в интернете растут более чем на 30%, несмотря на кризис >>
На чем чаще всего экономят? Прежде всего, на ювелирных изделиях, спортивных товарах и кожгалантерее (расходы снизились примерно на 50%), отмечают аналитики. Это неудивительно – при пересчете цены таких дорогих покупок в рубли по текущему курсу многие понимают, что вполне могут обойтись и без новой сумочки.
Казахстан вместо Италии
В целом россияне стали реже ездить за рубеж – по данным Ситибанка, на 23% по сравнению с 2014 годом. Так, в Италии в первые 5 месяцев 2015 года, число российских гостей уменьшилось на 37%, В Финляндию стали ездить на 43% меньше, во Францию – почти на 40%. Не так популярны, как обычно, в этом году Египет, Индия, Кипр: туристов из России в этих странах стало меньше на 2%, 17% и 18%, соответственно.
Единственной европейской страной, куда, по данным аналитиков, россияне начали выезжать чаще, оказались Нидерланды. Здесь в этом году оказалось почти на 25% больше российских туристов, и на 157% увеличилось количество покупок, совершенных в голландских магазинах. Особенно парадоксально выглядит рост трат в категории "казино и лотерея" (почти в 20 раз). Видимо, наши сограждане надеются поймать в Голландии удачу, которая поможет им разбогатеть и найти деньги на все остальные удовольствия.
Более трети россиян поддерживают невозврат кредитов >>
Зато количество поездок по СНГ увеличилось – прежде всего, в Казахстан, Грузию и Армению. Число туристов в Казахстан выросло с января по май почти на 100%, а количество потраченных в этой стране денег – на 78%. В Грузии прирост российских туристов составил 38%, объем трат вырос на 69%. В Армении аналогичные показатели составили 16% и 24%, соответственно. Тратят в СНГ преимущественно на гостиницы и развлечения: кафе, казино, дискотеки и т.п. Однако по сравнению с прошлым годом выросли расходы на салоны красоты, товары для дома и аренду автомобилей.
Прощай, средний класс?
Те, кто решил не покидать РФ, тратят деньги на родине - прежде всего, в супермаркетах, магазинах одежды, а также кафе и ресторанах. В супермаркетах отмечается рост объема трат на 23% при увеличении количества покупок на 25%. В магазинах одежды, напротив, сократилось количество покупок на 7%, однако общие траты увеличились на 8%. В целом количество покупок, совершаемых в РФ, выросло на 21%.
Эксперты рассказали, почему выросла цена на бензин >>
Причины данного явления очевидны – резкий рост цен на товары и услуги. Об этом свидетельствуют самые разные исследования. Так, по оценке Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), за последний год 30% граждан перестали делать сбережения или сократили их, одновременно с этим начав больше тратить. В 2009 г. таковых было почти вдвое меньше – 17%. Это связано не с любовью к излишествам , а с резким удорожанием самого необходимого.
Именно это назвали причиной роста расходов более половины опрошенных, при этом более 40% отметили снижение доходов. Объем сбережений уменьшился у четверти россиян, хотя шесть лет назад об этом сообщали лишь 15%.
Если так пойдет дальше, средний класс в России вскоре может исчезнуть, делают вывод аналитики компании PricewaterhouseCoopers (PWC). По их оценке, число россиян, относящихся к его нижней прослойке (16-23 тысячи рублей ежемесячного дохода) сократилось на 4,7%, просто к среднему классу (23-26 тысяч рублей) – на 5,1%. Подавляющее большинство опрошенных - 91% за последний год столкнулось с сокращением своей покупательной способности. Прирост заработка, сопоставимый с динамикой инфляции, произошел только у 5% респондентов. Треть из них сократила покупки, еще треть перешла на более дешевые бренды. Аналитики PWC считают, что такое потребительское поведение сохранится и после кризиса.